Учитель как на передовой

Михаил БОНДАРЕВ
15.06.2021 08:15
Что нужно сделать, чтобы дети лучше знали историю Великой Отечественной войны.

В последние годы много говорится об усилении системы гражданского и патриотического воспитания в школе. Важное значение в этом направлении должно придаваться изучению истории, в том числе событий, связанных с Великой Отечественной войной. К сожалению, как показывает жизнь, многих школьников и студентов это почти не интересует и, соответственно, они плохо знают страницы нашей истории. Молодые люди, и это не редкость, не знают, где находится Брестская крепость, когда шла битва за Москву, что такое Курская дуга, кто такой Георгий Константинович Жуков. А ведь память о Великой Отечественной войне – одна из составляющих нашего национального самосознания.

Очень мало уроков

Что сделать, чтобы дети и подростки не были равнодушны к подвигу предков? Как улучшить знания школьников по истории Великой Отечественной войны?

Проблем здесь действительно много. Самое тревожное то, что мы живем в период информационной войны. В информационном пространстве со стороны недругов не прекращаются попытки переписывания истории, идет постоянное перевирание фактов. И плюс к этому, к сожалению, мы видим засилье западной культуры с ее развлекательной направленностью.

Если говорить о школьной программе, то есть тенденция к сокращению часов на изучение Великой Отечественной войны, что недопустимо. Но есть и объективный фактор, который состоит в том, что увеличивается время на изучение событий послевоенного периода новейшей истории. Например, крушения СССР, ставшего геополитической катастрофой.

Учителя и старшеклассники, с кем приходилось общаться, считают, что на изучение Великой Отечественной войны отводится слишком мало времени. По их мнению, было бы правильным увеличить количество уроков для изучения столь важного периода истории нашей страны. Также учителя постоянно сетовали: о каком патриотическом воспитании может идти речь, если у нас до сих пор нет учебника по истории Калужского края? К счастью, здесь уже есть подвижки. Подготовлено региональное учебное пособие по краеведению, оно одобрено на федеральном уровне и совсем скоро должно выйти в печать. В учебном пособии один из разделов посвящен событиям Великой Отечественной войны, которые происходили на Калужской земле.

О программе

Общаемся с учителем истории и обществознания калужского лицея № 9 им. К.Э. Циолковского, председателем регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Натальей Колобаевой.

По словам Натальи Дмитриевны, сегодня в школе на базовом уровне на события Великой Отечественной войны отводится шесть часов, которые включают в себя изучение событий с начала войны 22 июня 1941 года до Дня Победы 9 мая 1945 года. Во всеобщей истории на Вторую мировую войну отводится всего три часа (общий обзор событий, происходивших на советско-германском фронте и других фронтах). Все это школьники проходят в 10 классе. На углубленном уровне на изучение Великой Отечественной войны отводится 16 часов и 10 часов - на изучение событий Второй мировой войны в курсе всеобщей истории.

Об учебниках

Сегодня в школах дети учатся по трем учебникам истории, включенным в федеральный перечень. Вопрос уменьшения их количества долго обсуждался на всероссийском уровне. Прошла экспертиза, учебники анализировала специальная комиссия, и большинство было отсеяно, осталось три.

57310_14069.jpg
– Я считаю, что с этим сегодня проблем нет, – говорит Наталья Колобаева. – Со всеми тремя учебниками я работала. Да, авторская подача и оформление несколько разнятся, но ядро – содержание – везде достойное, здесь, я думаю, удалось найти консенсус.

Войны выигрывают у школьной доски

Вне сомнения, качество знаний детей по любому предмету зависит от личности учителя.

– Важны собственные убеждения учителя, его эмоциональный посыл, – считает Наталья Колобаева. – Нужно вызвать у детей интерес к конкретному событию. И тогда, конечно же, будет положительный результат. Ведь еще кто-то из известных людей говорил, что войны выигрывают не генералы на полях сражений, а учителя у школьной доски. А вот как поставить заслон переписыванию истории? Учителя в одиночку сделать это просто не в силах. Бывают случаи, когда ученик на уроке поднимает руку и говорит: вот вы рассказали о таком-то событии одно, а я читал, что все было по-другому. Ну и как здесь быть? Сегодня учитель истории как на передовой, как перед амбразурой дота. Я им говорю: стоп, ребята, давайте разберемся. Нужно знать факты, уметь их сопоставлять и анализировать.

Сложно организовать экскурсию

Если подумать, из каких слагаемых складывается историческое знание, то, согласитесь, что это и школьные уроки, и классные часы, и просмотр художественных и документальных фильмов, и участие детей в государственных мероприятиях. И, безусловно, важное место в изучении истории должны занимать экскурсии в музеи и по местам воинской славы. Но дело в том, что сегодня учителям стало сложно организовывать экскурсионные поездки. Казалось бы, совсем рядом – огненное Варшавское шоссе. Здесь почти каждый километр связан с подвигом советских воинов! Замечательные музеи действуют на Ильинских рубежах, Зайцевой Горе, в Юхнове. Посещение этих героических мест может дать детям намного больше информации, чем простое чтение учебника. К сожалению, по словам учителя истории, получить разрешение на проведение таких выездных экскурсий, а также организовать поход по местам воинской славы стало проблематично. Действуют очень жесткие требования.

В завершение хотелось бы сказать, что история – не просто школьный предмет. А изучение истории Отечества – мощнейший элемент воспитания, формирования национального самосознания. И учителя в школах делают все возможное, чтобы дать детям хорошие знания, чтобы они выросли достойными гражданами России. В этом направлении, мне кажется, еще больше усилий требуется со стороны государства. Нужна продуманная государственная комплексная система историко-патриотического воспитания детей и молодежи.

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика