Цыганский гипноз для сельского кузнеца

Андрей ПЕРЕПЕЛИЦИН
20.03.2020 12:33
Рассказы и предания деревень нашей области.

    Мы много раз публиковали удивительные предания, бытующие в разных местах нашего края, однако тема эта неисчерпаема… На этот раз я специально подобрал короткие «микролегенды» на самые разные темы, услышанные преимущественно на юго-западе области. Часто в разговорах с сельчанами не до взаимных представлений, и не всегда мы спрашивали разрешение на публикацию «персональных данных», поэтому имена и фамилии собеседников не указываю.

   Морской колокол в сухопутной деревне

    - Здесь одна деревня называется Рындино. Мне прабабка рассказывала еще задолго до интернета, что название происходит от колокола. Ну вот, как на корабле есть колокол – рында, так и там был. Стояла вышка деревянная в старые времена на пригорке, с колоколом, а на ней человек сидел постоянно, наблюдал. Как вражеское войско покажется – он в колокол звонил: «Дрын, рын…». Я на самом деле с помощью металлодетектора на том месте потом вещицы находил времен вятичей…

(Историей поделился молодой мужчина из-под Серпейска, Мещовский район.)

   И где твои деньги?

    - Это я про конкретных людей слышал, они у нас в деревне жили. Кузнецы все - дядя Андрей, дядя Коля, отец их, дед. Я дружил с их детьми. Жили в одной хате и были люди зажиточные, востребованы же на селе! Самую лучшую хату имели, она по сей день стоит.

      Была глубокая осень, дождь со снегом. Среди ночи к ним стучатся в дом. Бабка открывает дверь – стоят на пороге цыгане и говорят: «Нужно подковать лошадей». Мол, такая ситуация – двигаться не можем. Она разбудила кого-то из детей, и он пошел сонный ковать. Подковал лошадей, и ему за пазуху за это насыпали денег – прямо под рубашку толкали. Домой вернулся и говорит: «Мне столько денег дали!» Бабка отвечает: «Ладно, завтра утром разберемся». И легли на печку. Утром проснулись. «Ну, где твои деньги?» Он показывает: «Вот». И высыпает из-за пазухи груду коры березовой! Потом еще болел долго, до самой весны.

(Рассказ местного жителя, руководителя хозяйства в Людиновском районе.)

   Что такое «тошнотики»

   - Мы после войны чего только не ели! Голодно жили. Внукам рассказываю: «Как снег растает, мы идем «тошнотики» собирать». Они не понимают: «Что за «тошнотики», бабушка?» А это картоха прошлогодняя, перезимовавшая на колхозном поле. Ой, как я не любила их! Они вонючие. Моем-моем их, толчем, потом еще сморгаем конский щавель, семена. И с липы еще листья добавляем и лебеду. Сушили их, мололи - ручная мельница была. Бывало, я плачу: «Не буду из лебеды хлеб есть, он черный! Я хочу липовый!»

(Рассказ уроженки д.Кленки Жиздринского района.)

   Конецполье – не конец поля!

    - Наше село называется Конецполье. Или Конец-Полье на старых картах. Здесь поляков разбили, когда те наступали на Москву. Конец полякам то есть. Их похоронили в двух огромных курганах, метров по двадцать высотой. Но сейчас их уже не найдешь, елками все заросло. Там барские дома еще были, под ними подземные ходы кирпичом выложены. Ребятами мы лазали. …

(Рассказ коренного жителя Барятинского района.)

   Расчётный камень

    - Здесь старая дорога шла, купцы по ней ездили. Не доезжая Лутовни есть горка, а с левой стороны стоял большой камень. Там вот разбойники и грабили купцов. Лошади у них устанут в горку подниматься, а тут их и встречают: «Рассчитывайтесь за проезд!» Потому и называли то место «Расчетный камень». Сейчас-то деревни той уже нет, и камень выволокли, когда дорогу расширяли. Колян вон на тракторе его вытаскивал…

(Коллективный рассказ сельских трактористов, поселок «Сельхозтехника» Думиничского района.)

   Как раньше строили

   - У нас богатый человек решил церковь построить в селе. Для раствора нужна известь. Вот он яму выкопал, извести туда набил, и там известь пять лет гасилась. Он каждый год приезжает туда на лошади, посмотрит: «Нет, не готова» и едет назад. На следующий год снова приезжает. На пятый год говорит: «Можно строить».

    В советские годы ту церковь захотели сломать: трелевочными тракторами ломали-ломали – так и не смогли сломать. Стены так и стоят. А что выломали – на кирпичи разобрали. А при колхозе строили там коровники всякие – они сами вон рассыпаются…

(Историю поведал молодой парень в селе Дубровка Думиничского района.)

    В завершение стоит подчеркнуть, что былички и предания, конечно, не претендуют на достоверность. Хотя мы и уверены, что на пустом месте рассказы не рождаются, относиться к ним надо прежде всего как к фольклору. Увы – услышать их с каждым годом все труднее. Деревни не только пустеют – коренных жителей часто сменяют переселенцы. А ведь наряду со стандартными сюжетами, бытующими по всей области и за ее пределами (например, об ушедших в землю церквях), существуют и местные, кои рассказывают в одной-двух деревнях (да хотя бы предания об их названиях). Обидно было бы их потерять, и мы в очередной раз обращаемся к читателям поделиться известными им байками. Вы можете написать в редакцию или непосредственно автору: AP40@mail.ru или через «ВКонтакте» или «Фейсбук».

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика