Трудности проезда

Андрей ГУСЕВ
15.11.2018 15:36
Почему в Калуге плохо ходят троллейбусы и маршрутки
Этим вопросом, наверное, задавалось большинство горожан, потому что так или иначе все мы является пассажирами, даже несмотря на наличие собственного транспорта. Конечно, по сравнению с тем, что творилось на улицах областной столицы еще несколько лет назад, теперь стало лучше. Например, с маршрутов практически исчезли полуржавые «Газели», выросло количество направлений движения. Но проблемы организации движения общественного транспорта в Калуге в связи с увеличением города, интенсивностью движения и другими факторами остались и даже стали актуальнее.

Для людей или для прибыли?

Город растет, в нем появляются новые микрорайоны. Естественно, людям из них надо передвигаться в различные места. Самый показательный пример в этом отношении - микрорайон «Кошелев» на Правобережье, откуда очень сложно уехать как утром, когда все едут на работу, так и в обратном направлении вечером, когда все возвращаются домой. При том что интервалы движения маршруток здесь небольшие, попасть в них все равно достаточно проблематично, если садиться не на первой остановке.
По словам начальника  отдела по безопасности дорожного движения комитета дорожного хозяйства управления городского хозяйства города Калуги Татьяны Греховой, в общей сложности на четырех маршрутах этого направления работает 31 микроавтобус, пять «пазиков», 18 троллейбусов и два автобуса большой вместимости.
- Стопроцентная наполняемость транспорта только два часа в сутки - в утренний и вечерний часы пик, - говорит Татьяна Грехова.
Но, основываясь на личном опыте, позволю себе с этим не согласиться. «Пиковые» нагрузки из «Кошелева» наблюдаются как минимум с 7 до 9 часов утра, когда местные жители едут на работу, учебу, в больницу, по каким-то делам, и начиная где-то с 16 часов, когда все потихоньку возвращаются обратно. Вероятно, сотруднице городской управы следовало бы испытать прелесть хотя бы одной такой поездки на себе, а заодно посмотреть, как зачастую водители едут не пристегнутыми ремнем безопасности, разговаривают по телефону и допускают другие нарушения.
На наш вопрос, почему городские маршрутки прекращают работу где в 21, где в 22 часа, а потом уехать очень сложно, Татьяна Грехова письменно ответила:
- Расписание движения транспортных средств по муниципальным маршрутам разрабатывается с учетом существующего пассажиропотока. Общественный транспорт - для широкого круга лиц, это не такси. Также везде присутствует экономика: себестоимость одной поездки пассажира, затраты предприятия и т.д.
Да, общественный транспорт – это не такси. Он должен быть лучше такси, с вызовом которого в Калуге, кстати, в последнее время тоже часто наблюдаются проблемы. Троллейбусами и маршрутками пользуются различные категории людей, а потому и требования к общественному транспорту должны быть выше, чем к такси. Он обязан учитывать меняющиеся реалии жизни современного города, который не прекращает жить в 21 или 22 часа. Безусловно, во всем этом должна присутствовать экономика. Но в пассажирских перевозках она обязательно должна быть не абстрактной, а клиентоориентированной, социальной и гибкой, потому что имеет дело с людьми. Пока же этого не наблюдается, о чем свидетельствуют частые жалобы калужан на трудности транспортного сообщения с какими-нибудь отдаленными частями города, в которые перевозчику по каким-то причинам ездить невыгодно. Кстати, стоит заметить, что из частных перевозчиков по собственному желанию, несмотря на все жалобы на трудности и нерентабельную экономику своих предприятий, никто из города почему-то до сих пор не ушел.

Трудности троллейбуса

Основным средством передвижения по городу для многих калужан до сих пор остается троллейбус. Кроме субъективных замечаний о том, что троллейбусы в городе старые, неповоротливые и неаккуратные, у пассажиров есть и более существенные нарекания. Они касаются количества троллейбусов на маршрутах и интенсивности их движения.
- На линии сегодня работает ровно столько троллейбусов, сколько есть в парке УКТ. Чем больше парк, тем интенсивнее движение. Но для этого парк необходимо обновлять и желательно ежегодно. В Калуге это делалось в последний раз в 2014 году, - объясняет директор УКТ Вадим Витьков.
В то же время, как отмечает Вадим Витьков, УКТ постоянно проводит обслуживание и восстановление автобусов и троллейбусов для бесперебойной и безопасной перевозки пассажиров. Рассматриваются варианты обновления автобусного парка и развития маршрутной сети города. Они обсуждаются совместно с руководством города.
Пытаются на предприятии решать и проблему дефицита кадров, возникшую несколько лет назад. Их нигде, кроме специализированного учебного центра на предприятии, не готовят.
- В 2015 году по неизвестной мне причине деятельность этого учебного центра была прекращена, и естественную убыль водителей перестали пополнять новыми. С 2017 года мы снова набираем и учим их, но двухгодичный провал восполнить не так легко, - говорит Вадим Витьков.

Надежды на будущую схему и большой размер

В горуправе сегодня большие надежды возлагают на разрабатываемую схему организации движения транспорта в Калуге, которая должна появиться в следующем году.
- В ней будут предложены оптимальные интервалы движения, количество и типы маршрутных транспортных средств, предусмотрены мероприятия по совершенствованию транспортной схемы с перспективой на кратко-, средне- и долгосрочные периоды, а также по оптимизации движения транспортных потоков и распределению маршрутных транспортных средств исходя из существующих потребностей, - объясняет Татьяна Грехова. - Также будут проработаны варианты размещения пассажирообразующих остановочных пунктов для разгрузки центральной части города.
Шаги по оптимизации пассажирских перевозок с использованием автобусов большой вместимости, которыми давно следует заменить некомфортные «пазики», город пытается предпринимать и сейчас.
По словам Татьяны Греховой, ежегодно проводится конкурс на транспортное обслуживание населения по регулируемым тарифам с предоставлением права льготного проезда, и его документацией предусматриваются технические характеристики транспортных средств, в том числе осуществление перевозок пассажиров транспортом большой вместимости. Аналогичное требование есть и для конкурсов на транспортное обслуживание населения в коммерческом режиме. Однако изменений в лучшую сторону пока почти не видно.
Надежды на бэушные автобусы большой вместимости, поступившие в УКТ из Москвы, тоже пока не оправдались.
- Мы провели детальное техническое обследование поступивших из Москвы автобусов, оно показало, что они серьезно изношены и требуют значительных технических доработок для обеспечения возможности выпуска на линию. Большинство 2009 года выпуска. При нормативном сроке эксплуатации в семь лет они почти десять лет очень интенсивно проработали на улицах столицы. Поэтому, как вы понимаете, требуют серьезной доработки. Сейчас комплекс таких мероприятий проводится, - говорит Вадим Витьков. - Планируется выпустить их на наиболее загруженные маршруты города. Это направления «Кошелев», Куровское и другие, где есть необходимость в автобусах большей вместимости.

До «умного проезда» пока далеко

В последнее время в Калуге много говорят о различных аспектах автоматизированной системы «Умный город», одной из составляющих которой является автоматизированная система оплаты за проезд в общественном транспорте. Но он переходит на нее неохотно.
- На муниципальном транспорте такая система внедрена с апреля 2017 года. Но, к сожалению, пока возможность безналичной оплаты проезда реализована только нашим предприятием, - говорит Вадим Витьков. - Для полноценной работы системы необходимо ее внедрение на всем общественном транспорте. Это позволит вывести сферу пассажирских перевозок из тени, исключить «серые» потоки наличных денег, не облагающихся никакими налогами, осуществлять полноценный мониторинг количества и качества перевозок. В конце концов наличие единого «электронного кошелька», позволяющего оплатить проезд в любом виде транспорта, – это удобство для пассажиров.
Это всего лишь некоторые из целого комплекса проблем, существующих в работе городского общественного транспорта. Наверное, сложно требовать его качественной работы в городе, где в муниципальной структуре даже нет отдела организации транспортного обслуживания населения, им в числе других проблем занимается отдел безопасности дорожного движения. Как и ждать каких-то впечатляющих результатов от новой схемы организации дорожного движения, разработчики которой кроме сбора массива информации от муниципалитета управы должны бы поинтересоваться предложениями от пользователей общественным транспортом. Но упоминания о программе и сборе таких предложений нет даже на главной странице сайта городской управы. Кажется, нечто такое, совершенно не работающее и удаленное от жизни в городе уже пытались создать несколько лет назад. Результат мы видим сегодня, и это действительно не такси.

Наш опрос

Мы поинтересовались мнением калужан, довольны ли они работой городского общественного транспорта.

Егор, 37 лет:
- Уже много лет городские власти говорят, что работа общественного транспорта улучшится, в ней наведут порядок. Но по большому счету ничего не делается. Вот была попытка оснастить остановочные павильоны электронным табло с расписанием маршрутов. Ну и где сейчас эти табло?

Наталья, 40 лет:
- Я в основном пользуюсь троллейбусом маршрута № 3.  Ходит он с большими промежутками. Раньше выручали маршрутки на этом направлении, теперь их нет. Иногда приходится очень долго ждать.

Дмитрий, 45 лет:
- Передвигаюсь по городу на своей машине. Но наблюдая за людьми на остановках, особенно в пиковые часы, понимаю, что что-то в работе общественного транспорта не так.

Светлана, 29 лет:
- Работаю продавцом в магазине, иногда во вторую смену и тогда приходится возвращаться поздно вечером.  На общественном транспорте уехать удается далеко не всегда. Даже подумываю, не сменить ли работу, чтобы дома каждый раз не волновались, как я доберусь.


Наша справка

По всем вопросам движения троллейбусов можно обращаться в диспетчерскую МУП ГЭТ «УКТ» по тел.: 55-19-87, 55-03-52.
Узнать расписание движения троллейбусов по всем маршрутам можно на сайте УКТ.
На плохое транспортное обслуживание можно также пожаловаться в:
- единую диспетчерскую службу города Калуги
(8 800 450 10 02),
- отдел по безопасности дорожного движения
70-11-34.

Фото Георгия Орлова

В газете этот материал опубликован под заголовком "Общественный транспорт – не такси"

Важно

Общий график работы движения троллейбусов можно узнать на сайте www.ukt40.ru. В разделе «Схемы и маршруты» подробно расписано отправление троллейбусов с конечных остановок каждого маршрута. Обращаем внимание, что расписание может сдвигаться из-за дорожной ситуации в городе, ДТП по маршруту, количества исправной техники и других непредвиденных ситуаций. Также можно обратиться в центральную диспетчерскую за более подробной информацией по телефону 55-03-52.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией