Скоро вся страна будет отмечать День учителя. Особое уважение вызывают педагоги, после окончания вузов уехавшие работать в село, где учитель всегда на виду. Супруги Валерий и Валентина Булкины, сейчас находящиеся на заслуженном отдыхе, отдали сельским школам не одно десятилетие.
Выбор судьбы
Валерий Михайлович и Валентина Власьевна – оба местные: она родом из деревни Ракитня, а он с родителями жил в Барятине. Учились в Барятинской средней школе, хорошо знали друг друга.
Поначалу Валя после семилетки мечтала поехать в Ленинград учиться на штукатура-маляра, чтобы потом получить жилье. Но отец убедил ее окончить десять классов, а потом и поступать в пединститут на физико-математический факультет.
В это время Валерий поступал в Московский автодорожный институт, но по конкурсу не прошел и решил поступить в пединститут – тоже на физмат. И судьба свела их снова, теперь уже навсегда. Учились они в одной группе и на четвертом курсе, в 1967 году, поженились.
После окончания института супруги Булкины начали свой трудовой путь в Куйбышевском районе, где прожили около семи лет. Детского сада не было, за первенцем присматривала старенькая бабушка. Когда родился второй сын, решили переехать в Барятинский район – поближе к родственникам.
Работали в Фоминской средней школе. Валерия Михайловича утвердили на должность директора, где он проработал семь лет. Валентина Власьевна преподавала математику.
– Сельская школа – это не просто стены, уроки и перемены. Это второй дом для детей и учителей, социо-культурный центр для всего села, – делится своими воспоминаниями Валентина Власьевна. – Быть учителем на селе – значит находиться в центре внимания. Жители обязательно обращают внимание не только на профессиональные качества учителя, но и на то, как ведется домашнее хозяйство, на мелочи, которые порой не замечают сами.
Обучая – учиться
Валентина Булкина никогда не жалела о выбранной профессии.
– Я проходила педагогическую практику в школе № 2 города Калуги и на удивление легко нашла общий язык с ребятами, – вспоминает она. – Тогда окончательно поняла, что это мое, мне нравится работать с детьми, учить их, разделять с ними успехи и достижения. Обучая детей, училась сама, старалась совершенствоваться в профессии. А мир цифр, уравнений и формул – очень увлекательный и интересный.
Сыновья Булкиных не пошли по стопам родителей, хотя младший тоже окончил педагогический вуз. Сейчас они живут в Белоусове, оба занимаются предпринимательской деятельностью.
– Младший, Евгений, тоже окончил пединститут, физмат – он стал физиком по специальности. Старший сын окончил сельскохозяйственную академию им. Скрябина, – рассказывает Валентина. – У нас с мужем трое внуков, две внучки и правнук. О выбранной дороге не жалеем. Мы родились в селе, здесь и пригодились. Трудились на совесть. Жаль только, что пустеет наше Фомино. Вот и родной школы давно нет, а когда-то здесь кипела жизнь. Проводились различные мероприятия, работали кружки по интересам, мы ходили с учащимися в походы. Во все время педагогической деятельности я была классным руководителем и замечу, что никогда у меня с родителями не было конфликтных ситуаций, так же, как и с детьми. Мы всегда находили общий язык. Может, люди были другими – более терпимыми, наверное.
Три «Т»
Валерий Михайлович и Валентина Власьевна – ветераны труда, в домашнем архиве хранятся многочисленные благодарности и почетные грамоты разных уровней из двух районов за добросовестный труд. Валентина Власьевна к тому же награждена значком «Отличник народного образования».
– Я уверена, что наш труд, труд педагога, так или иначе, но живет в наших учениках, – считает она. – Мои первые ученики из Куйбышевского района, которые моложе меня всего на несколько лет, до сих пор поддерживают со мной связь, поздравляют с праздниками, присылают свои фото. Их память дорогого стоит. В Фомине мы живем постоянно и поэтому со здешними учениками можем увидеться лично.
В завершение беседы Валентина Власьевна рассказала, каким должен быть, на ее взгляд, современный учитель:
– Во все времена каждый учитель должен обладать мудростью и применять в своей работе с детьми три «Т»: терпение, труд и творчество. Нет учителя без труда, нет учителя без терпения и нет учителя без творчества.
Фото из архива семьи Булкиных.