«Таруса — центр счастья»

Ольга КОЛЕНОВА
19.09.2019 11:06
Так называется совместный фотопроект модельера, члена Московского Союза художников Натальи Меглицкой и фонда «Тарусское наследие», открывшийся 14 сентября в большом зале городской картинной галереи.

Теплоход, причаливший к деревянной пристани, — когда-то в городе на Оке часто слышали его низкий протяжный гудок. Поляны в окружении берез, залитые ласковым солнцем, — через пару десятков лет здесь начнет строиться микрорайон «Курган». Так называемая бассейка — в 50-е годы прошлого века из нее за отсутствием центрального водопровода черпал питьевую воду весь город, заодно обмениваясь последними новостями. Старые дома и домики на улицах без единого автомобиля — те из них, что сохранились и не были упрятаны за высокие заборы, сегодня кажутся особенно трогательными и беззащитными. Такой Тарусу помнят уже немногие.

Где-то есть город, тихий, как сон

Счастливые воспоминания детства и юности тарусян старшего поколения, запечатленные на черно-белых фото, которые словно бережно достали для выставки из семейного альбома. Они будут интересны и жителям города, и его гостям: какой была Таруса начала и середины прошлого века и какой она стала сейчас, что стояло на месте того или иного здания, как выглядело то, о чем сейчас уже мало кто знает. Это не просто воспоминания о прошлом города, но и тема для размышления: что нужно сделать Тарусе уже сейчас, чтобы сохранить свою уникальную городскую идентичность, не дав ей раствориться в постепенно наступающем типичном Подмосковье.

Целое собрание фотографий одноэтажной деревянной Тарусы — домов – свидетелей минувшей эпохи и некоторых современных построек — представил «русский голландец» Луи Шильп.

— По Тарусе можно ходить часами, и обязательно здесь что-то интересное найдешь, — говорит автор.

Но найдется и то, что уже на грани исчезновения: например, разрушающийся флигель бывшей усадьбы Нарышкиных – Бутурлиных в Игнатовском. Уже давно нет и танцплощадки в бывшем доме отдыха имени Куйбышева, ныне это территория дома отдыха «Серебряный век», а ведь и она когда-то заменила собой разрушенную дачу Песочное, любимый дом первых тарусских дачников – семьи Цветаевых.

Река Ока, в излучине которой расположена Таруса, для организаторов выставки выступает символом времени. Интересно разглядывать ее меняющиеся берега или стихийное половодье, в прошлом веке дважды затапливающее исторический центр (жители передвигались по улицам на лодках). В этом смысле в старых черно-белых фото, кажется, можно почувствовать само течение времени в маленьком городе на большой реке. Ока — это, конечно же, «река времён», в неспешном течении которой все меняется.

На фотовыставке также представлена галерея портретов тарусян, в том числе знаменитого художника-авангардиста Эдуарда Штейнберга и его отца, поэта и переводчика Аркадия Штейнберга, краеведа Ивана Бодрова, известного в Тарусе доктора Ильи Никитина и многих других.

Сохранить исчезающее искусство

История знаменитой когда-то на весь мир фабрики художественной вышивки неразрывно связана с судьбами многих тарусян. Сохранением традиций народной вышивки Тарусского района, одного из чудес Калужской области, занимается дизайнер, основатель АНО «Возрождение народного художественного промысла «Тарусская перевить» Наталья Меглицкая. Уникальные образцы цветной перевити, наследие художественного руководителя фабрики заслуженного деятеля искусств СССР Маргариты Гумилевской, сегодня хранятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.

На выставке можно увидеть фотографии из истории фабрики и работы, воссозданные тарусскими мастерицами по рисункам Гумилевской. Яркий древний орнамент на льне – птицы-павы, древа жизни, берегини – словно хранит тепло создавших его рук. Этим тонким искусством вышивки владеют сегодня лишь единицы, а сама Тарусская фабрика художественной вышивки бесконечно далека от былой известности. Наталья Меглицкая давно мечтает о создании в Тарусе образовательного центра, в котором обучали бы этому старинному виду вышивки. Только так уходящий промысел возможно сохранить, ведь создание цветной перевити — процесс очень трудоемкий, поэтому мало кому из молодежи сегодня интересен.

Наталья Меглицкая.JPG
Наталья МЕГЛИЦКАЯ:

— Мы, к сожалению, растеряли этот рынок, он уже практически не работает. Сейчас эта вышивка является для нас неким культурным кустом — необходимо сделать так, чтобы она сохранилась как явление, и здесь не обойтись без мер государственной поддержки. Я верю, что все возможно восстановить и тарусская цветная перевить найдет своего ценителя. Такие примеры в нашей стране есть: восстановлена крестецкая строчка, зародившаяся полтора века назад в Новгородской губернии. Там сейчас успешно работает крупное производственное предприятие.

Фото автора.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией