Зачем нашей стране танк с почти полувековой историей? Ход боевых действий в зоне СВО дает ответ на этот вопрос. Большинство танковых побед на передовой одерживают наши газотурбинные Т-80. Один из примеров того – подвиг легендарного «Алеши».
Вальс машин
Как такая бронированная махина может исполнять вальс, четко следуя музыке этого непростого танца? Но это не фантастика, а реальность, которую все желающие могли видеть на танкодроме в Кубинке в рамках показательной демонстрации возможностей Т-80. Почему именно он? Потому что это самый маневренный и скоростной танк в мире. И его победы в бою это подтверждают. «Восьмидесятка» легко и быстро уходит от обстрелов противника и наносит ему ответный сокрушительный удар. Так действовал и «Алеша», и другие Т-80, побеждавшие в неравном бою. Символично: Т-80 «Алеша» – 8:0 в пользу нашего экипажа по числу уничтоженной в танковой дуэли вражеской бронетехники.
Наверное, далеко не все знают, что пламенное сердце (мотор) «Алеши» и других таких же газотурбинных танков создавали в Калуге, в ПАО «КАДВИ». И продолжают выпускать. В России возродили производство этого уникального газотурбинного чудо-танка.
– Для изготовления его газотурбинного двигателя использовались лучшие инженерные наработки советской эпохи. Начиная с 1985 года наш завод выпускал 1 500 таких уникальных двигателей в год. В 80-е годы этот танк признавался лучшим в мире. Да и сегодня танк Т-80 по всем характеристикам опережает газотурбинный «Абрамс», – вспоминает президент ПАО «КАДВИ» Юрий ЛЕЙКОВСКИЙ.
Сегодня модернизированный Т-80 имеет комплект динамической защиты против кумулятива, крышу против «Джавеллинов», новую глушилку против дронов… Это не просто современный танк, а бронемашина будущего, которую в девяностые годы поспешили снять с производства.
Взгляд из СВО
Мы уже рассказывали о командире танка Т-80, нашем земляке Илье (позывной «Бишкек»). Георгиевский кавалер, гвардии старший сержант продолжает воевать на самом горячем Южном участке СВО и не перестает гордиться своим танком.
– Я знаком с различными танками, но к Т-80 у меня особое отношение, – признается Илья. – «Танки грязи не боятся» – это как раз про нашу «восьмидесятку». Когда в мороз поступает команда «К бою!», нам не надо тратить драгоценное время на разогрев движка. Через несколько секунд я докладываю, что экипаж к бою готов. Когда мы идем на марше, то не всякий автомобиль поспевает за нашим танком, особенно по бездорожью. У «восьмидесятки» плавный ход, почти бесшумное движение. Она может быстро подойти к противнику, нанести удар и также быстро укрыться от ответного артобстрела. Все разрекламированные натовские танки для «восьмидесятки» – не противники. Мы специально изучали все их слабые стороны. А у нашего танка нет слабых сторон. Т-80 – это наш надежный боевой товарищ.
Т-80 – единственный танк, на гусеничных траках которого используется резина. Именно благодаря этому танк подбирается к зоне обстрела почти как на цыпочках. Натовские танки после нескольких километров марша по украинским степям меняют забитые пылью фильтры. А Т-80 спокойно проходит в таких условиях несколько сот километров, а фильтры не меняют, а очищают. Т-80 может работать на любом виде топлива: керосин, бензин, солярка. Но предпочтительнее – керосин, ведь Т-80 родственник вертолетам, хотя и не летает. Впрочем, перескакивать через небольшие овраги и речки для этого танка обычное дело.
Оружие победы
Сегодня государством поставлена задача создать еще более мощный газотурбинный двигатель (1 500 лошадиных сил вместо нынешних 1 250-ти). Работы в этом направлении уже начались. На заводе увеличен штат сотрудников, появилось много молодежи.
Помимо этого, в рамках гособоронзаказа идет активный выпуск газотурбинных электроагрегатов для различных систем ПВО Российской армии. Достижения оборонки реализуются в продуктовой линейке гражданских электростанций. На территории завода завершаются работы по созданию собственного автономного энергоцентра, который станет хорошим подспорьем в обеспечении предприятия энергоресурсами и демонстрационной площадкой преимуществ электростанций КАДВИ.
– Высокий рост объемов производства и активное освоение новых видов техники позволили КАДВИ обеспечить своим работникам хороший рост заработной платы и создать дополнительные рабочие места для приема новых кадров, – считает генеральный директор ПАО «КАДВИ» Евгений ГАЛЫНСКИЙ. – Сегодня на заводе с целью опережающей подготовки кадров открыт прием рабочих разных профессий с учетом имеющейся потребности. Поэтому ПАО «КАДВИ» вступило в федеральный проект «Профессионалитет» и активно участвует в качестве работодателя в образовательном процессе с калужскими ссузами. Работа с учебными заведениями и сопровождение процесса обучения, а также непосредственное участие в подготовке квалифицированного специалиста «под ключ» позволит заводу получить выпускника, адаптированного к предприятию и готового к выполнению производственных планов без дополнительной переподготовки молодых специалистов.
Сотрудники ПАО «КАДВИ» рады тому, что в стране принято решение о возобновлении серийного производства модернизированных танков Т-80, которые доказали, что укрепляют обороноспособность страны и могут побеждать. В годы Великой Отечественной войны оружием победы стал танк Т-34. А в условиях СВО таким победным оружием с полным правом можно считать танк с калужским сердцем – Т-80.
Игорь Фадеев.
Фото Сергея Лялякина и из архива ПАО «КАДВИ».