Рукотворное чудо
Сейчас даже трудно представить, что в конце шестидесятых годов прошлого века на фабрике работали 800 (!) человек вместе с вышивальщицами-надомницами — для маленького города цифра просто невероятная. Был даже открыт филиал фабрики в селе Высокиничи. Об этом свидетельствует документ из музейных архивов - справка, написанная бывшим директором предприятия Татьяной Яковлевной Пивоваровой. О «золотом веке» тарусского предприятия, славившегося когда-то на весь Советский Союз, рассказывают и многочисленные фотографии из семейных альбомов тарусян. Самая многочисленная Первомайская колонна сотрудников в праздничном шествии, поездки, коллективные мероприятия, рабочие моменты в фабричных цехах... Кстати, в свое время единственным цехом, который работал в одну смену, был цех пландёржки (это особая техника подготовки полотна). Остальные цеха трудились в две смены.Для многих гостей выставки тарусская фабрика — личная биография и судьба. Одна за другой выходили поделиться воспоминаниями ветераны производства, и все они говорили о своей фабрике с гордостью и ностальгией. С шестнадцати лет трудилась на пландёржке Нина Акишина, создавая на льняном полотне ровные клетки, вокруг которых потом ходит, обвивая каждую, короткая швейная игла. Помнит она всех бабушек-мастериц, которые обучили тонкостям ремесла, а потом уже и сама готовила молодых вышивальщиц, выучила четырнадцать человек. С 1962 по 1990 год работала в гладильном цехе Нина Санкина, легко управляясь с тяжелыми пятикилограммовыми утюгами. Молоденькой девчонкой пришла на фабрику в цех пошива Раиса Палчук. Много теплых слов было сказано о замечательных специалистах, которых уже нет с нами — Нина Чуфистова уже в очень преклонном возрасте сама создавала эскизы узоров, до последних дней сохраняя любовь к родному промыслу.
О тарусской вышивке как явлении русской вышивальной культуры, о тонкостях ее техники рассказала бывший художник предприятия Светлана Давыдова, одна из главных организаторов выставки и автор работ, здесь представленных. Народный ансамбль «Тарусские зори» подарил гостям свои песни — на их концертных костюмах ярко сияет вышивка, выполненная руками тарусских умелиц.
На выставке можно увидеть образцы зашивок с калужских народных узоров, авторские работы художниц Маргариты Гумилевской, Александры Демченко, Светланы Давыдовой, Раисы Максимовой, мастериц фабрики художественной вышивки из фондов музейно-краеведческого центра «Дом Позняковых», Калужского объединенного музея-заповедника, ООО НХП «Тарусская вышивка», архивов Нины Чуфистовой, семьи Евстигнеевых, Людмилы Старухиной, Инны Лободы, Елены Калашниковой.
Кто стоял у истоков
Михаил Некрасов исследует творческий путь этой удивительной женщины, на основе архивных материалов рассказывая о ее личной жизни и круге общения. Она проявила себя как незаурядный организатор промыслового производства: трудами Якунчиковой были созданы две промысловые мастерские - вышивальная и по изготовлению ковров - в Тамбовской губернии, некоторое время она управляла Абрамцевской столярной мастерской. Изделия их производства занимали призовые места не только на всероссийских выставках, но и за рубежом. Как отметил автор, именно в Тарусе сохранилась благодарная память о Марии Федоровне, одной из создательниц артели вышивальщиц, которой суждено было стать известной на весь мир. Он рассказал гостям о тарусском периоде ее жизни и ответил на вопросы.
Русская вышивка делится на два основных типа: «верхошвы» - вышивку на сплошной ткани и «строчевую» – вышивку по ткани, превращенной выдергиванием нитей в своеобразную сетку. Именно к строчевой вышивке и относится цветная перевить, одна из самых трудоемких вышивальных техник. Клетка, которая обвивается нитью (отсюда и название — «цветная перевить»), имеет размер 3х3 миллиметра.
Фото автора.