Свой язык ближе: россияне назвали самые важные школьные предметы

Валерия НОДЕЛЬМАН, «Известия»
28.06.2019 12:12
В списке приоритетов не оказалось домоводства, истории искусства и военного дела.

    Россияне хотят, чтобы в школах больше внимания уделялось преподаванию русского языка и истории. За последний год также вырос интерес к физкультуре. Таковы результаты нового опроса «Левада-центра» (есть в распоряжении «Известий»). Четвертое место в предпочтениях родителей школьников занимают иностранные языки. Для взрослых важнее, чтобы дети глубже изучали родные. А вот интерес к домоводству, философии, основам религии и военному делу оказался невысок.

   Гуманитарный голод

    Российские граждане считают, что сейчас в школах нужно больше внимания уделять преподаванию русского языка и истории. За углубленное изучение каждого из этих предметов высказались 43% респондентов опроса, проведенного «Левада-центром» в конце мая 2019 года. В опросе участвовали жители городов и сел в 50 субъектах страны - 1616 человек старше 18 лет.

    На втором месте по значимости для россиян оказалась математика (39% опрошенных), на третьем - родной язык и литература (32%). Большее внимание к преподаванию иностранных языков хотели бы видеть 29% респондентов (четвертое место), к информатике и компьютерной грамотности, а также к физике, химии и биологии - 21% (пятое место).

    - Повышенный интерес к изучению русского языка и математики в школе отчасти определяется их обязательностью для сдачи и поступления в вузы, - считает социолог «Левада-центра» Карина Пипия. — В идеальном варианте - чем больше внимания им уделялось в рамках школьной программы, тем больше возможностей у детей для успешной сдачи единых экзаменов.

    Активист Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС) Анна Кисличенко отметила, что выбор предметов — лидеров опроса, вероятно, связан с возникающим «гуманитарным голодом».

    - Видимо, родители чувствуют, что дети теряют связь со своей культурой. При этом они оказываются в мире новых символов, героев. Поэтому взрослые хотят, чтобы школьники больше изучали свою историю и понимали, кто настоящие герои. И что это не Бэтмен или Марвел, - сказала эксперт.

    Согласно прошлогоднему опросу, в 2018-м иностранный язык казался россиянам важнее родного. А вот два года назад картина была обратная.

    По словам Анны Кисличенко, рост стремления изучать родной язык, скорее всего, связан с укреплением национального самосознания, стремлением поддержать культуру и традиции своего малого народа.

   Физкультура и ЗОЖ

    Карина Пипия обратила внимание «Известий», что, по данным опроса, за прошедший год отмечается явный рост интереса к физкультуре - с 10% «за» до 16%.

    - Это неудивительно, учитывая приверженность нынешнего молодого поколения более здоровому образу жизни, а также появление в крупных городах инфраструктурных возможностей для занятия спортом не только в школе, — сказала она.

    Если посмотреть предпочтения разных гендерных групп, выявленные исследованием, то мужчины больше женщин выделяют важность физики и занятий физкультурой. Женщины же чаще мужчин делают упор на иностранные языки.

    Молодежь (18-24 года) больше представителей других возрастных групп подчеркнула важность полового воспитания, а также общественных наук (социологии, экономики).

    Москвичи сильнее, чем жители других городов и села, выделили важность углубленного изучения иностранных языков.

    Меньше всего опрошенных высказалось за усиленное изучение истории искусства, философии, религии и предметов типа «этика», «военное дело», «семейные ценности» (2-6%).

    - Философия - это не школьный предмет, и отсутствие интереса родителей к нему естественно. А изучение религии не рассматривается как необходимость на уровне школы, - пояснила директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.

    По мнению Карины Пипия, массовый интерес к изучению тех или иных дисциплин определяется во многом представлениями об успешности выбранной детьми профессии.

    - А она будет зависеть в том числе и от полученных знаний по тем или иным предметам. Тем более что выбор «на кого учиться» нередко делают именно родители, а не дети, - считает социолог «Левада-центра». - В российском обществе нет образа успешного философа или искусствоведа, поэтому и изучение философии и истории искусства не рассматривается как необходимое. Зато есть образы врачей, юристов, айтишников и чиновников, которыми родители и хотели бы видеть своих детей и внуков.

    Однако более ранние опросы «Левада-центра» показывали совершенно другой расклад в оценке гражданами важности школьных предметов.

    Так, почти 20 лет назад (в 2000 году) лидировали информатика и иностранные языки, а 27 лет назад (в 1992 году) - трудовое воспитание, родной язык и литература, ведение домашнего хозяйства.

    - Повышенный интерес к информатике в конце 1990-х - начале «нулевых» объясняется тем, что этот предмет тогда только входил в нашу жизнь, это было ново, интересно и воспринималось как что-то очень полезное. А теперь он стал обыденностью, - пояснила Татьяна Клячко.

    Ставка на стандарты

    В Министерстве просвещения России «Известиям» рассказали, что усилить содержательную часть в преподавании школьной программы позволят прежде всего новые федеральные государственные образовательные стандарты. Их проекты в настоящее время проходят процедуру утверждения и планируются к принятию уже в этом году.

    - Проект стандартов уже оценили свыше 5 тыс. экспертов, при этом наибольший интерес вызвали разделы о преподавании русского языка и литературного чтения. В средней школе среди предметов самым обсуждаемым также стал русский язык — он собрал около 600 предложений. Повышенный интерес отмечен к преподаванию литературы, математики, технологии и истории, - сообщили в пресс-службе ведомства.

    В Минпросвете также подчеркнули, что развитие и продвижение русского языка — одно из приоритетных направлений. Для этого создали особую межведомственную комиссию под председательством министра просвещения Ольги Васильевой. Кроме того, утверждена ведомственная целевая программа до 2025 года по методическому и кадровому обеспечению русского языка. Ее финансирование составит свыше 7 млрд рублей. 

Фото Алексея Филиппова, РИА Новости.
Материал предоставлен iz.ru.

Поделиться публикацией