Судьба храма в зеркале истории

Виталий РОСТ
14.11.2019 11:24
Легендарное культовые сооружения ждёт своей очереди на реставрацию.

Находящийся практически в центре Медыни собор Равноапостольных царя Константина и царицы Елены всегда был тесно связан с развитием города — не только духовным, но и архитектурным. Конечно, сегодня это здание скорее напоминает руины, однако его историческое значение не утеряно до сих пор.

От городища до монастыря

Стоит вспомнить о том, что само место расположения собора — исторически важное для Медыни. Здесь на возвышенности некогда находилось древнее укреплённое городище, населённое в основном вятичами и кривичами и относимое историками к I веку до нашей эры.

В XVI - XVII веках, в том числе и на этом месте, располагалась знаменитая Благовещенская пустынь — мужской православный монастырь, основанный Иваном III ещё в 1480 году после победы при Великом стоянии на реке Угре. К сожалению, позже, в Смутное время, пустынь была разорена литовцами, и только в 1660 году старцы Пафнутьев-Боровского монастыря решают восстановить святое место. На месте развалин бывшего Благовещенского собора выстраивается новая деревянная церковь, а настоятелем становится старец Пафнутьев-Боровского монастыря Амвросий.

В 1680 году царским указом Фёдора Алексеевича восстановленная Благовещенская пустынь и вся территория древнего городища перешли во владение Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Пустынь просуществовала ещё почти 150 лет, пока не была упразднена в 1840 году.

Духовный центр

К концу XVIII века возвышенность, на которой когда-то было восточнославянское городище, снова обрела центральную роль в поселении: в 1777 году село Медынь опять стало городом. Заново рождённый населённый пункт требовал новой планировки и обустройства.

Небольшая деревянная церковь уже не могла вместить разрастающийся приход нового города. Кроме того, вся история деревянного здания — это череда периодических пожаров и последующей отстройки. Поэтому после личного распоряжения калужского наместника, генерал-поручика Михаила Никитича Кречетникова, издаётся указ на отпуск денег для создания основательных соборных церквей не только в Медыни, но и в Тарусе и Жиздре.

Новый каменный храм и иконостас спроектировал калужский зодчий Пётр Никитин. Здание возвели к 1782 году. Предполагалось, что именно собор будет духовным и культурным центром города.

Изначально собор включал в себя помимо собственно храма, увенчанного большим восьмигранным куполом, трапезную и особый полукруглый выступ с северной стороны — апсиду. Кроме того, у здания были ещё две дополнительные пристройки: приделы Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы. Именно в них содержались уникальные реликвии: напрестольное Евангелие и крест, подаренные собору Екатериной II при освящении. Здесь же хранилась особо чтимая икона Владимирской Божией Матери, перенесённая из деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, сгоревшей в 50-х годах XVIII века.

Вероятно, чуть позже, на рубеже XVIII - XIX веков, у западного фасада здания была возведена трехъярусная колокольня.

Новые смутные времена

Вплоть до начала XX века в соборе Равноапостольных Константина и царицы Елены проводились лишь мелкие реставрационные работы. Всё изменилось в 1917 году: общегородское духовное значение сооружения постепенно ушло, и в здании разместилось Общество трезвости. В 1920-х годах во внутренних помещениях собора был устроен кинотеатр. Значительные изменения претерпел интерьер храма. В эти годы разрушена колокольня, а также, вероятно, вынесены священные реликвии.

По окончании Второй мировой войны, в ходе которой многострадальный собор был частично разрушен, внутренние храмовые помещения занял Дом культуры, а с 1950-х годов, когда здание перешло на баланс горисполкома, там разместились склады. К этому моменту уже утерян восьмигранный барабан-купол, а кирпичи из разрушающихся стен некоторые жители города используют для фундаментов своих домов. В 1980-е годы у западного фасада появились временные, но окончательно исказившие всю композицию одноэтажные пристройки.

С тех пор и по сегодняшний день реставрации храма практически не велось, обновлены лишь купол с крестом. А потому руины собора, когда-то процветавшего духовного ядра города и прекрасного образца переходной архитектуры от барокко к раннему классицизму, теперь стоят в центре Медыни памятником трагической истории подобных сооружений в провинции.

Фото автора и из открытых источников.


Поделиться публикацией