Страсть к покорению звёзд

Тамара КУЛАКОВА
16.08.2019 12:58
Калужские школьники размышляют о том, как привить молодёжи интерес к науке и космосу.

    Великая космическая мечта, охватившая весь Советский Союз в середине двадцатого века, давно уже остыла. Теперь основная масса народа в России озабочена лишь своим благополучием. Естественно, дети, как и их родители, тоже не часто заглядываются на звёзды.

   И всё-таки они есть!

   Прежде была мода на физиков и вообще на науку. Но теперь школа не учит, а «предоставляет образовательные услуги», и мода на учёных-мечтателей окончилась, крылья им обрезали. Из школы выходит множество людей, не знающих самых простых вещей, к примеру, около трети населения страны думает, будто Солнце вращается вокруг Земли, - так считали в Средние века!

    Но наш регион должен отличаться от остальных, ведь благодаря Циолковскому Калуга носит звание колыбели космонавтики. У жителей есть все возможности познакомиться с научными и космическими достижениями в Музее космонавтики, в области немало предприятий ракетно-космической отрасли, ждущих от молодого поколения новых созидателей.

    Наш областной центр имеет ещё одну уникальную особенность – здесь построен целый микрорайон под названием Байконур, где живут отставные офицеры-ракетчики и ветераны космодрома. Они привезли с собой фотографии и документы, макеты аппаратов, побывавших на орбите, элементы ракет и другие вещественные доказательства былых космических успехов страны. Ведь Советский Союз был первопроходцем в космосе, обогнав Америку! А самая главная ценность – это живая память людей, которые участвовали в испытаниях и запусках космической техники.

    Их усилиями в калужской школе № 51 создан музей истории Байконура, где хранятся раритеты из личных архивов байконуровцев. А экскурсии проводят сами школьники.

    Александр Гущин, ветеран Байконура, который возглавлял отдел анализа, занимавшегося разбором полётов, работает с группой музейных экскурсоводов. Он готовит их из учеников 5-9 классов. Им повезло – не каждый школьник встречает в своей жизни человека, способного показать увлекательную и достойную перспективу, к которой можно стремиться.

Картузов.JPG
    Всё зависит от семьи

    Когда я в первый раз попал в наш школьный музей, мне стало очень интересно. А вдохновил меня Александр Александрович, он и предложил стать экскурсоводом. И вот уже три года я провожу экскурсии. За минувшее время у нас побывало много учеников разного возраста. И впечатление о них у меня сложилось неоднозначное.

    Слушают вроде бы внимательно, даже вопросы задают по теме экскурсии, и видно, что от себя. Кажется, что люди тоже интересуются, но потом их встречаешь, о чём-то спрашиваешь, а они уже ничего не помнят. Вообще! Я ещё могу понять, если бы не запомнились какие-то мелочи, но такое ощущение, что приходили в музей и слушали вообще не они.

    Сам по себе космос очень интересен, но сейчас вокруг немало моих сверстников, не проявляющих любопытства и склонности к наукам и космосу. И зависит это, по-моему, от семьи, от отношения родителей. Если у них другие жизненные ценности, то и дети равнодушны к знаниям. И они постоянно зависают в социальных сетях, из которых получают много нелепой информации вместо полезных сведений.

    И всё же в каждом классе обычно есть 2-3 человека, которым реально интересно слушать, узнавать что-то новое. Просто так, для общего развития. Именно таким людям приятно что-то рассказывать и показывать. Хотя бы потому, что понимаешь - не зря потрачено время, они что-то услышали и запомнили ту информацию, которую я хотел донести.

    Для меня это важно, потому что сам я стараюсь узнавать как можно больше и думаю после школы пойти учиться в направлении физики. 

Данила Картузов, ученик 9 класса, экскурсовод.

Шкытин.JPG
    Увлекать, а не заставлять!

    Придя сюда впервые, я был в шоке – в нашей школе есть такой музей! Потом я и своих друзей тоже привёл. И в дом детского технического творчества я пошёл из-за музея, занимался ракетомоделированием. Наша команда ездила на выставки и соревнования, занимала призовые места.

    В школьном музее мы проводим экскурсии для многих классов. В основном дети, которые ещё не проходили историю космонавтики на уроках, знают только, что есть такая вещь, как ракета, и она летает в космос. Они сразу начинают рассматривать модели ракет. Ребята постарше рассматривают портреты космонавтов и тоже расспрашивают о моделях. Но всё же заинтересовать детей космонавтикой очень трудно, и из целого класса интерес проявляют только единицы. Ведь музей — это место, в которое надо идти самому, а не потому, что так сказал учитель!

    Я не забуду тот день, когда встретил Александра Александровича, ведь это он смог нас заинтересовать, и наши поверхностные знания о космонавтике превратились в ценную информацию, которую уже мы рассказываем ученикам.

    Детей надо завлечь в музей. А пока ребят приводят в музей только потому, что так надо, и им просто читают подготовленный текст, эффекта не будет.

   Наш музей маленький, поэтому каждый может задать вопрос и получить ответ. В крупных музеях экскурсоводы не всегда способны ответить на все вопросы, а иногда и вообще на них не отвечают, зная только заученный текст.
Но часто люди, которые хотят познакомиться с космонавтикой, не знакомы с множеством терминов. Нагружая их незнакомыми словами, можно лишь отбить интерес. Поэтому уделять время и отвечать даже на банальные вопросы нужно. Ведь в дальнейшем человеку будет проще усвоить информацию или инструкцию.

    У нас в музее всегда можно спросить или уточнить что-то, и мы стараемся ответить, а если затрудняемся, нам всегда поможет Александр Александрович.

Иван Шкытин, ученик 9 класса, экскурсовод.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией