Степан ЛИПГАРТ: «Архитектура не должна быть кричащей»

Андрей ГУСЕВ
22.11.2019 12:08
Фабрично-индустриальный романтик.

    В инновационном культурном центре стартовала «ГЛАВАРХитектура». Так называется цикл встреч-лекций, инициированный главным архитектором Калуги Алексеем Комовым. По его словам, это будет большой проект об архитектуре, искусстве, среде и пространстве, о людях, которые занимаются этим и меняют нашу жизнь.

    Первым с калужанами, интересующимися проблемами архитектуры и градостроительства, встретился молодой талантливый архитектор Степан Липгарт, который является автором недавно открывшейся фабрики «Мануфактуры Боско» в Калуге, уже ставшей новой архитектурной достопримечательностью областного центра. Вот что он рассказал.

   О фабрике в Калуге

    - В 2017 году мы встретились с заказчиком и акционером предприятия, который рассказал о своем видении будущего объекта. Это некое прекрасное современное предприятие, обращенное к мечтам о русском социализме из четвертого сна Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать?». Кстати, попытки реализации подобного были в Советском Союзе, в лучшее время, которое он переживал – 50-60 годы, «оттепель». Архитектура того времени такая светлая, наполненная какой-то любовью. К сожалению, в силу политических установок в ней затем появилось много утилитарного, и хрущевские дома – все-таки не архитектура. Но аэропорты, Артек, Музей истории космонавтики в Калуге – это оттуда. И на первый разговор я пришел с мыслью, что это должен быть аэропорт, устремленный в будущее. Не завод, а что-то более высокое.

    У заказчика были свои представления. Он говорил об Италии 60-х, у меня в голове был Ленинград 30-х: тоже динамичная, но монументальная архитектура, с другим пафосом. Дальше началась совместная работа.

    Был такой немецкий архитектор Эрих Мендельсон, автор необычной башни Эйнштейна в Потсдаме. Затем он перешел к более рациональным решениям и назвал свой метод «экспрессивным функционализмом», включающим в себя приспособленность к технологии, при этом окрашенную динамикой машины, конвейера. Ему казалось, что это важно. В 24-м году его даже пригласили в Ленинград для строительства швейной фабрики, которая называется «Красное знамя». Это очень важное для города сооружение, повлиявшее на архитекторов ленинградской школы, которые, кстати, достраивали фабрику. И я многим вдохновился. В «Мануфактурах Боско» козырьки, двери - от аэропорта, окна, лестницы – от промышленных сооружений, есть некая динамика. Фабрика вечером интересно и красиво смотрится, присутствует пафос ночного предприятия. Но в это время любая фабрика смотрится прекрасно. Она работает, а не спит.

    Степан Липгарт - практикующий архитектор, работающий на стыке современных технологий и глубокого понимания архитектурной традиции ХХ века.

     Родился в 1984 году в Москве, окончил Московский архитектурный институт. Участник выставок «АрхМосква» в 2011, 2014, 2015 годах, «Зодчество» в 2014 году, художственных выставок Москвы и Санкт-Петербурга. Член правления Союза московских архитекторов. В 2016 году организовал архитектурную мастерскую «Liphart Architects».

   О работе с исторической средой

    - Я стараюсь, чтобы моя архитектура стилистически находилась в диалоге с историей, наполняю новые дома историческим содержанием, но не занимаюсь прямым копированием. Архитектура не должна быть кричащей ни в исторической среде, ни вообще. Сдержанность, понимание, как и почему строился исторический город, – это позволяет делать что-то сносное на месте снесенного. Поэтому всякий раз стараюсь определить, нужно ли в моем проекте то или иное силуэтное решение или пластический акцент, если рядом стоит здание начала XX века или даже хороший сталинский дом.
  
    Я стою на позиции, что жилое здание не должно быть выше 9 этажей, поскольку в нем должна быть возможность общения. Например, чтобы мать могла докричаться до своего ребенка во дворе. Жилой дом не должен подавлять человека.

   О градозащитниках и застройщиках

    - Я думаю, что любая система достигает гармонии, если в ней участвуют все силы и они стремятся не к разрушению, а к диалогу, в котором должно рождаться что-то правильное. Это зависит от уровня культуры. Нужно людям объяснять, какие проекты существуют для их территорий. Архитекторам, а тем более застройщикам необходимо вести диалог с населением.
Фото автора (портрет архитектора), пресс-службы правительства Калужской области.

Поделиться публикацией