Первым с калужанами, интересующимися проблемами архитектуры и градостроительства, встретился молодой талантливый архитектор Степан Липгарт, который является автором недавно открывшейся фабрики «Мануфактуры Боско» в Калуге, уже ставшей новой архитектурной достопримечательностью областного центра. Вот что он рассказал.
О фабрике в Калуге
- В 2017 году мы встретились с заказчиком и акционером предприятия, который рассказал о своем видении будущего объекта. Это некое прекрасное современное предприятие, обращенное к мечтам о русском социализме из четвертого сна Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать?». Кстати, попытки реализации подобного были в Советском Союзе, в лучшее время, которое он переживал – 50-60 годы, «оттепель». Архитектура того времени такая светлая, наполненная какой-то любовью. К сожалению, в силу политических установок в ней затем появилось много утилитарного, и хрущевские дома – все-таки не архитектура. Но аэропорты, Артек, Музей истории космонавтики в Калуге – это оттуда. И на первый разговор я пришел с мыслью, что это должен быть аэропорт, устремленный в будущее. Не завод, а что-то более высокое.У заказчика были свои представления. Он говорил об Италии 60-х, у меня в голове был Ленинград 30-х: тоже динамичная, но монументальная архитектура, с другим пафосом. Дальше началась совместная работа.
Был такой немецкий архитектор Эрих Мендельсон, автор необычной башни Эйнштейна в Потсдаме. Затем он перешел к более рациональным решениям и назвал свой метод «экспрессивным функционализмом», включающим в себя приспособленность к технологии, при этом окрашенную динамикой машины, конвейера. Ему казалось, что это важно. В 24-м году его даже пригласили в Ленинград для строительства швейной фабрики, которая называется «Красное знамя». Это очень важное для города сооружение, повлиявшее на архитекторов ленинградской школы, которые, кстати, достраивали фабрику. И я многим вдохновился. В «Мануфактурах Боско» козырьки, двери - от аэропорта, окна, лестницы – от промышленных сооружений, есть некая динамика. Фабрика вечером интересно и красиво смотрится, присутствует пафос ночного предприятия. Но в это время любая фабрика смотрится прекрасно. Она работает, а не спит.
Степан Липгарт - практикующий архитектор, работающий на стыке современных технологий и глубокого понимания архитектурной традиции ХХ века.
Родился в 1984 году в Москве, окончил Московский архитектурный институт. Участник выставок «АрхМосква» в 2011, 2014, 2015 годах, «Зодчество» в 2014 году, художственных выставок Москвы и Санкт-Петербурга. Член правления Союза московских архитекторов. В 2016 году организовал архитектурную мастерскую «Liphart Architects».
О работе с исторической средой
- Я стараюсь, чтобы моя архитектура стилистически находилась в диалоге с историей, наполняю новые дома историческим содержанием, но не занимаюсь прямым копированием. Архитектура не должна быть кричащей ни в исторической среде, ни вообще. Сдержанность, понимание, как и почему строился исторический город, – это позволяет делать что-то сносное на месте снесенного. Поэтому всякий раз стараюсь определить, нужно ли в моем проекте то или иное силуэтное решение или пластический акцент, если рядом стоит здание начала XX века или даже хороший сталинский дом.Я стою на позиции, что жилое здание не должно быть выше 9 этажей, поскольку в нем должна быть возможность общения. Например, чтобы мать могла докричаться до своего ребенка во дворе. Жилой дом не должен подавлять человека.
О градозащитниках и застройщиках
- Я думаю, что любая система достигает гармонии, если в ней участвуют все силы и они стремятся не к разрушению, а к диалогу, в котором должно рождаться что-то правильное. Это зависит от уровня культуры. Нужно людям объяснять, какие проекты существуют для их территорий. Архитекторам, а тем более застройщикам необходимо вести диалог с населением.Фото автора (портрет архитектора), пресс-службы правительства Калужской области.