В 2015 году в городе на Оке был установлен первый в России памятник Заболоцкому. Бюст скульптора Александра Казачка запечатлел образ «поэта с лицом бухгалтера» – внимательный взгляд через круглые очки, мягкую полу-улыбку и вместе с тем сосредоточенность мастера, ведущего прямой диалог с космосом и мирозданием. В городке, утопающем в зелени, Николай Заболоцкий напишет более тридцати стихотворений «тарусского цикла». Они станут вершиной его творчества. А дачный дом, с крыльца которого поэт любовался окскими берегами, — тихим приютом в его многострадальной судьбе.
«В государстве ромашек, у края...»
В Тарусу Заболоцкий впервые приехал в июне 1957 года по приглашению венгерского писателя и поэта Антала Гидаша. Снял комнатку в бревенчатом доме по адресу Либкнехта, 36. Много гулял. Много работал. Радовался тишине, березам, цветам, чистому воздуху. Встречался с коллегами по литературному цеху.

Таруса, ее природа, ее жители, которые в стихах выступают чуть ли не персонажами древних притч, так полюбились Заболоцкому, что он задумал приобрести здесь дом, только уже на другой улице. Но не успел — поэта не стало в октябре 1958 года. Прожив на даче свое последнее лето, он скончался в Москве.
Шли годы, и бревенчатый домик с мемориальной доской постепенно пришел в полный упадок. Периодически общественность высказывала озабоченность его дальнейшей судьбой — не так-то много в России адресов, связанных с именем Заболоцкого, и потерять дом было бы очень обидно. Удивительно, но гениальный поэт и скромнейший в жизни человек Николай Заболоцкий, чьи стихотворения дети изучают в школе, и в Тарусе оставил след очень скромный и незаметный. Да, есть бюст. Все, казалось бы, знают, что есть и дом Заболоцкого. Но где именно он находится, покажет уже не каждый тарусянин.
Пространство памяти

Со временем Дмитрий планирует превратить дом и участок в некое культурное пространство. Возможно, здесь появится музей Заболоцкого, но говорить об этом пока преждевременно — сейчас нужно спасать дом.
Ему помогает команда единомышленников: Юлия Ардабьевская, партнер архитектурного бюро «Saga», и Антон Мальцев, генеральный директор компании «Нагель», которая занимается высокопрофессиональной реставрацией по дереву. Среди их работ — знаменитые Асташовский терем в Костромской области, «Дом со львом» в Саратовской области, множество уникальных деревянных построек на Русском Севере. В 1994 году мастера «Нагеля» выполняли реставрацию флигеля в мемориальной усадьбе «Поленово» близ Тарусы.
Как рассказал реставратор Антон Мальцев, при работе будет использован метод переборки, утвержденный стандартами реставрации. На какое-то время дом пропадет из пространства улицы, но бояться этого не нужно, мастера соберут его вновь. Своей задачей они ставят в первую очередь сохранение старого исторического материала, потому что подлинность — это то, ради чего затевается проект.
Это единственный способ не превратить памятное для всей русской культуры место в объект из стекла и бетона, справедливо считает владелец дома и меценат Дмитрий Барабанов. Общественность может больше не волноваться, что дом Заболоцкого окончательно развалится или попросту сгорит. Следующий, юбилейный год 120-летия со дня рождения поэта Таруса встречает еще одной совершенно удивительной историей преображения.
Дмитрий Барабанов:
- Музей будет посвящен, образно говоря, не тапочкам и чернильнице поэта Николая Алексеевича Заболоцкого. Он будет посвящен атмосфере этого замечательного места, куда больной и разбитый семейной драмой человек приехал на закате своего творческого пути, откуда не хотел уезжать и где был его личный выход в рай.