Смута, войны, перестройка

Михаил БОНДАРЕВ
06.11.2019 07:00
О трудных вопросах преподавания отечественной истории в школах.

    В последние годы в сфере образования обсуждается возможность изменения ЕГЭ, в том числе, введения в итоговую аттестацию экзамена по истории. Многие специалисты и учителя, кстати сказать, выступают против этого. Ведутся также дискуссии, связанные с построением школьных курсов по отечественной истории, созданием единого учебника. Но больше всего научную и учительскую общественность волнуют трудные, неоднозначные вопросы истории Отечества.

    Анастасия Майер, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания»:
    - Историко-культурный стандарт – это своего рода навигатор, который нужен для преподавания истории в школе. В нем также содержится и перечень из 32-х трудных вопросов – со времени основания Русского государства до конца XX века. Понятно, что историческая наука развивается, ученые приходят к новым выводам, отношение к многим событиям меняется. Поэтому учителям необходимо показать школьникам, что историю нельзя воспринимать однозначно, нужно всегда искать золотую середину, рассказывать о разных точках зрения.

   Неточности и шероховатости

    Как известно, в 2014 году в России был принят историко-культурный стандарт (ИКС), который составляет основу содержания школьного исторического образования. Но по прошествии пяти лет методистами и школьными учителями в стандарте был выявлен ряд шероховатостей и неточностей. В связи с этим Всероссийская ассоциация учителей истории и обществознания совместно с фондом «История Отечества» и министерством просвещения приняли решение отредактировать историко-культурный стандарт.

   Больше внимания Древней Руси

    Первым этапом работы стал мониторинг, который провели в августе-сентябре нынешнего года. Почти в 70 регионов были разосланы письма, учителям истории было задано несколько вопросов, касающихся структуры, содержания, тематики ИКС.

    Первый вопрос звучал так: какие временные периоды, по вашему мнению, в стандарте раскрыты недостаточно подробно? Недостатки выявлены в том, как построена информация о XX веке. Около 30 процентов учителей высказались, что этот период охвачен достаточно сжато, 13 процентов учителей считают, что надо больше внимания уделить изучению Древней Руси, что здесь много сложных моментов. Слишком подробно, по мнению учителей, освещены события, связанные с XVII веком, были предложения эти разделы сократить.

    Какие исторические разделы в школе перегружены? Здесь достаточно много замечаний. Большинство учителей высказались, что перегружены периоды «Древняя Русь» и XX век. Многие учителя требуют дополнения к таким, например, понятиям, как судебник, Смута, ополчение, иго и ряду других.

   Продлить изучение XX века

    На вопрос, имеет ли смысл продлевать стандарт по истории России до 2014 года, более 60 процентов учителей ответили положительно. Более 80 процентов опрошенных считают, что необходимо дополнить содержание ИКС методическими рекомендациями.

    Наверное, самый острый вопрос, заданный учителям, касался изучения истории в 11 классе. Здесь ассоциацией учителей истории было предложено продлить изучение темы «XX век» на первое полугодие 11 класса. Большинство учителей с этим согласны, потому что, по их мнению, за один год охватить всю историю XX века действительно невозможно. А вот второе полугодие в выпускном классе можно посвятить подготовке к ЕГЭ или курсу современной истории России.

    Последний вопрос касался региональной истории. Дело в том, что в некоторых субъектах страны болезненно воспринимают то, что школьная программа не содержит элементов, связанных с историей того или иного региона. Это подтвердили более 40 процентов учителей, а более трети педагогов региональный компонент предложили ввести в историко-культурный стандарт.

   Замечания будут учтены

    Необходимо сказать, что результаты этого учительского опроса впервые были озвучены на прошедшей недавно в Калуге международной конференции «Вызов времени: централизованные государства на Востоке и на Западе Европы в конце XV-XVII веков». В КГУ им. К.Э. Циолковского был и круглый стол по актуальным вопросам школьного исторического образования. В нем приняли участие исполнительный директор Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Анастасия Майер, научные сотрудники РАН, методисты, калужские учителя, учителя истории из других регионов.

    Очень важно, что результаты мониторинга будут в ближайшее время доведены до министра просвещения России, представлены в фонд «История Отечества». Также замечания со стороны учителей будут переданы специалистам для корректировки и редакторской правки историко-культурного стандарта.

    Антон Ковалёв, директор школы № 45 г. Калуги:
    – По мнению учителей истории нашей школы, мало часов отводится на изучение Великой Отечественной войны, проблем гражданской войны, культуры того времени. В плане патриотического воспитания, к сожалению, совсем не остаётся времени на изучение персоналий, то есть роли личности в истории. Народный быт в разные периоды истории России практически не освещается в школьных учебниках, зато ему уделяется много внимания во всеобщей истории. Таким образом, дети знают, как жили различные слои населения на Западе, но не знают, как в жил народ в России. Возьмем учебники. Например, учебник 8 класса «Всеобщая история» (автор А.Я. Юдовская). Здесь значительное внимание уделяется культуре, быту и нравам эпохи, система вопросов к параграфам развивающая, творческая. Поэтому дети с удовольствием изучают эти темы. А вот в учебнике под редакцией Н.М. Арсентьева освещаются только ключевые вопросы истории России XVIII века. Также хотелось бы видеть больше мнений историков в конце каждого параграфа, чтобы формировать у школьников самостоятельное мышление и позицию.

    Диана Морковкина, учитель истории средней школы № 1 г. Малоярославца:
    – На мой взгляд, в старших классах необходимо добавлять часы на изучение истории России, начиная с первой революции и до наших дней. Особенно это касается Великой Отечественной войны. К сожалению, сейчас на каждую тему отводится всего по одному часу, это очень мало. А хотелось бы еще и документальные хроники, и видеосюжеты детям показать. С другой стороны - очень объемные эпохи российских императоров. Если говорить о трудностях в изучении, то, как говорят сами школьники, они связаны прежде всего с темами различных войн (ходом военных действий) и советским периодом истории нашей страны.

Фото: Сергей ЛЯЛЯКИН.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией