Следующая остановка - электробус

Капитолина КОРОБОВА
26.07.2019 12:57
Городской общественный транспорт настроен на оптимистичные перспективы.

    Калужский троллейбус - неотъемлемая часть города. Как бы ни усердствовали маршрутки, сколь бы ни были притягательны такси, но троллейбус для калужан всегда будет более родным и близким.

    Калужская поэтесса Маргарита БЕНДРЫШЕВА посвятила стихи троллейбусу:

Калугу не представишь без ракеты и каменного старого моста.
Но есть еще одна черта портрета: Калуга без троллейбуса не та.
Здесь всё узнаешь: как кому живется, кого у нас не любят, почему, 
И где искать пристанище под солнцем, и как страну направить по уму.


    Первые троллейбусы в Калуге появились в 1956 году. Тогда были пущены два маршрута: № 1 «Вокзал - площадь Ленина» и № 2 «Комбинат СДВ - площадь Ленина». В тот год на маршрутах работало 15 инвентарных машин. К своему 600-летию Калуга уже имела семь маршрутов, и это было очень круто для областного города. В 1971 году Президиум Верховного Совета РСФСР наградил троллейбусное управление почетной грамотой за достигнутые успехи в обслуживании населения.

    В троллейбусном управлении работает уникальный человек, который собрал всю историю предприятия с момента основания до наших дней. Это архивариус Сергей Коробцов. Сергей Дмитриевич выпустил несколько книг, посвященных работе управления, и его людям. Он, как истинный летописец, несколько десятков лет делал фотографии всех событий, которые связаны с трудовым коллективом предприятия. Теперь они стали ценным историческим документом. Его информация легла в основу нашей публикации.

1956 - 020-2.jpg

    Так какой же путь проделал калужский троллейбус за последние 50 лет?
  • Изменился внешне. Стал соответствовать духу времени как по техническим характеристикам, так и по дизайну. Ныне пассажиров перевозят современные троллейбусы «Авангард», произведенные на Вологодском механическом заводе, и минского завода «Белкоммунмаш».
  • Цена за проезд с учетом инфляций увеличилась, стартовав с 4 копеек, остановилась на 19 рублях.
  • Оплата изначально производилась с помощью кондукторов. Им на смену пришел автомат, который выдавал билет, когда пассажир вкладывал туда 4 копейки. Автомат сменила касса, она предполагала честность пассажира, который, бросив в нее 4 копейки, сам себе отрывал билет. Позже появились талончики, которые надо было гасить компостерами. В наше время в салоны снова вернулись кондукторы, а на некоторых маршрутах деньги за проезд принимает водитель. Появилась возможность оплатить проезд банковской карточкой. Введена система автоматической оплаты проезда. Можно воспользоваться транспортными картами, это дешевле и удобнее использование наличных денег.
  • В год появления троллейбусов в Калуге (1956-й) протяженность линии составляла 11 километров, теперь более тысячи километров.
  • Перевозка пассажиров осуществляется на 11 маршрутах. Парк состоит из 109 троллейбусов. Кроме того, Управление калужского троллейбуса доставляет калужан по 22 автобусным маршрутам. Троллейбусы и автобусы управления перевозят ежемесячно более 1,5 миллиона пассажиров.
  • До 1982 года работа калужского троллейбуса была прибыльной для предприятия. Рентабельность составляла 15 процентов. Предприятие могло позволить себе строить жилые дома для сотрудников на улицах Телевизионной, Кирова, Знаменской, Прирельсовой (в микрорайоне Азарово).
  • Традиционно в новогодние праздники водители троллейбусов надевают на себя костюм деда Мороза, а кондукторы - Снегурочки.
  •  С начала 90-х в троллейбусах стали использовать рекламу на бортах и внутри салона (первой рекламной продукцией была пепси-кола). В некоторых машинах работает электронная «бегущая строка» и экран монитора с видеороликами.
  • Предприятие внедрило систему спутниковой навигационной системы контроля за работой транспорта. Пассажир с помощью интернета, зайдя на сайт предприятия, может отслеживать передвижение троллейбусов.
  • Вошли в историю: в 2017 году сотрудники управления - молодожены - получили оригинальный подарок от своих коллег. Троллейбус, украшенный большим сердцем из красных и белых шариков, поработал свадебным лимузином, катая по городу жениха, невесту и их гостей.
  • На первом маршруте работал (ныне здравствующий) водитель Евгений Подчерняев. Он запомнился калужанам тем, что по ходу маршрута рассказывал о достопримечательностях города, репертуаре кинотеатров, расписаниях электричек.

   День сегодняшний

    - Не секрет, что последнее десятилетие было критично тяжелым для калужского троллейбуса - огромные долги, предбанкротное состояние, - рассказывает нынешний директор УКТ Вадим ВИТЬКОВ. - Муниципальный транспорт Калуги был в полушаге от повторения печальной судьбы некоторых городов страны и прекращения своего существования. Ситуацию удалось исправить, вывести калужский троллейбус на стабильную, бесперебойную работу. С кризисом справились - пора думать о развитии. Я убежден в необходимости электрического транспорта, будь то троллейбусы, а в перспективе электробусы. Это общемировой тренд. И также убежден в необходимости более активного участия муниципалитета и региона в пассажирских перевозках в целом - практика успешных, как российских, так и зарубежных, городов показывает, что необходимо двигаться именно в этом направлении. Поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее, но для этого надо упорно работать в настоящем.

Поделиться публикацией