Церковный магазин
В 30-е годы XX века церковь была закрыта. В 70 - 80 годы в оставшихся от храма оштукатуренных стенах был продовольственный магазин, называемый жителями то «церковный», то «святой». Потом и магазин прекратил работать.В 2003 году у истоков возрождения храма Рождества Пресвятой Богородицы (Георгиевская – по имени одного из приделов) стояли два человека. Это нынешний министр сельского хозяйства области, тогда глава Перемышльского района Леонид Громов (он руководил и всеми работами по восстановлению), и выпускник Перемышльской средней школы, тогда заместитель министра природных ресурсов РФ Иван Глумов. Проект восстановления храма составил калужский архитектор и краевед Иван Белов.
В 2013 году храм был освящен, возродившись на своем исконном месте. Только улица, которая когда-то называлась Калужской, по иронии судьбы так и осталась при своем советском названии - улица Ленина.
По старым черно-белым фотографиям не скажешь, какого цвета была тогда церковь. Купола сегодня на ней снова синие.
Людей потерять нельзя
От церковных дел я далек – просто уважаю вопросы веры. Совет познакомиться с настоятелем церкви отцом Дионисием я слышал от стольких людей, что поступить иначе было бы неудобно.Казалось, его жизнь никак не располагала к такому повороту. Москвич, выпускник института стали и сплавов… Сбежал от мирской суеты? Только, похоже, у приходского храма не бывает спокойной и размеренной жизни. Эта жизнь состоит из двух ипостасей: духовной и абсолютно земной. Мы в основном видим первую: молитвы, службы… И мало задумываемся, что, например, храм должен платить за электричество. Да и как таковой зарплаты у священника тоже нет.
В разгар ограничительных мер из-за коронавирусной пандемии глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда сказал, что «религиозные организации оказались в чрезвычайно сложной ситуации... Религиозная организация живет за счет пожертвований: людей нет — нет пожертвований».
А я получил от отца Дионисия письмо: «Мы последние месяцы заняты исключительно вопросами выживания —коммуналку платить нужно, сотрудникам платить нужно — люди дороже денег, мы их семь лет собирали, их теперь терять нельзя. При этом ничего у нас особенно, как мы глупо ни суетимся, не получается».
Но сделано много. Иначе церковь так и осталась бы просто красивым возрожденным памятником архитектуры. Стараниями отца Дионисия в приходе работают отряд юных разведчиков-следопытов, театральная студия, клуб исторического танца, кружки хорового пения и художественной гимнастики, создается выставка старинных сельхозорудий… Храм получает различные гранты, награды за развитие гражданского общества.
Время мечтать
А у отца Дионисия мечта есть. Перемышль находится как раз посередине пути из Калуги в Козельск, в Оптину пустынь. Вот бы автобусы с туристами сворачивали с трассы в Перемышль - посмотреть храм и на экскурсию по райцентру.Здесь много интересного. Например, судя по документам, Перемышльская средняя школа – одна из старейших в стране. Она существовала уже в 1785 году. А при храме работают энтузиасты-экскурсоводы, которые могут рассказать об истории старинного городка. Да и школа наверняка с радостью подключилась бы к этому делу с экспонатами своего уникального музея.
В Перемышле в различной степени сохранности сегодня осталось четыре храма. Восстановлена еще одна церковь: Покрова Божьей Матери - о ней и ее настоятеле в своих воспоминаниях, кстати, тоже тепло пишет Николай Любимов. Ведется работа по восстановлению церкви Сошествия Святого Духа. Ждет своей очереди Успенский собор, который неудачно пытались реставрировать в начале 70-х годов прошлого века. И теперь я немного представляю, чего стоит такая работа.
Некоторые из моих знакомых, хорошо разбирающихся в церковной экономике, считают, что столько храмов на райцентр в четыре с небольшим тысячи жителей – это сложно. Для жизни храмов. Но, как писал Федор Достоевский, «религия есть только формула нравственности». Нравственность сегодня и возрождают, по сути, сегодня приходские священники.
Наша справка
Храм Рождества Пресвятой Богородицы относился к Перемышльскому Рождество-Богородицкому женскому монастырю, основанному, вероятно, князем Владимиром Храбрым или его сыновьями в XIV – XV веке. В Смутное время монастырь был сожжен. Храм удалось восстановить, но в полуверсте от старого города на север, на невысоком холме (именно в этой части Перемышль стал развиваться), с помощью князя Ивана Алексеевича Воротынского, который, сделав пожертвования от себя, обратился с просьбой к царю Михаилу Фёдоровичу. Милостыню прислал и царь, и его приближенные бояре Борис Морозов, Илья Милославский и Михаил Ртищев. Пожертвовала средства и княгиня старица схимонахиня Марфа Волконская.
После реформ Екатерины II монастырь упразднили (возможно, «по недостатку средств»: монастырь был бедным), и храм стал приходским.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы относился к Перемышльскому Рождество-Богородицкому женскому монастырю, основанному, вероятно, князем Владимиром Храбрым или его сыновьями в XIV – XV веке. В Смутное время монастырь был сожжен. Храм удалось восстановить, но в полуверсте от старого города на север, на невысоком холме (именно в этой части Перемышль стал развиваться), с помощью князя Ивана Алексеевича Воротынского, который, сделав пожертвования от себя, обратился с просьбой к царю Михаилу Фёдоровичу. Милостыню прислал и царь, и его приближенные бояре Борис Морозов, Илья Милославский и Михаил Ртищев. Пожертвовала средства и княгиня старица схимонахиня Марфа Волконская.
После реформ Екатерины II монастырь упразднили (возможно, «по недостатку средств»: монастырь был бедным), и храм стал приходским.
Фото автора и из открытых источников.