«Синее вино печали»
08.05.2019 11:46
О друзьях-товарищах – с уважением и любовью
Ветеран войны, журналист, кондровчанин Александр СИДОРЕНКОВ знакомит читателей со своим очерком (в редакции нашего издания) на основе бесед с заслуженным работником культуры России Николаем Павловым. В первые годы войны Николай Капитонович работал редактором Дзержинской районной газеты «Ленинский путь». Его товарищами были знаменитые поэты Советского Союза и России Николай Рыленков, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Дмитрий Осин. Он рассказывал о них искренне, с любовью.
Кондрово и Смоленщина…
Сегодня мало кто знает, да и старожилы стали забывать, что в 1942-1943 годах в Кондрове размещались ключевые учреждения и организации Смоленской области. Здесь находился и штаб партизан, куда приезжали, прилетали на «У-2» командиры отрядов, которые вели боевые действия на территориях, оккупированных фашистскими захватчиками.В 1943-м некоторые районы Смоленщины уже были освобождены. И прифронтовая жизнь в Кондрове била ключом. В местной типографии печатали областную газету «Рабочий путь», издавали специальный выпуск для партизан и населения оккупированных местностей.
Первым в город приехал Николай Рыленков, он работал здесь все лето и два осенних месяца 43-го. Павлов, которого тогда перевели из газеты в обком партии, вспоминает:
– Числа 6 июня в мою комнатку-кабинет постучали. Открывается дощатая дверь и входит он, Рыленков. Улыбается. В красноармейской гимнастерке, в офицерских брюках, в пилотке и кирзовых сапогах. На нем тертая-перетертая кожаная планшетка, на руке скомканная солдатская шинель.
– Нельзя ли у тебя, хозяин, переночевать?
– Уж кому-кому, а тебе разрешается. Выделим местечко… Располагайся.
- У меня-то, – продолжает Николай, – с харчишками было пустовато, а вот инструктора обкома, который привел Рыленкова, по этому случаю снабдили: буханка хлеба, банка тушенки и «бутылочка»… Накрыли стол.
Друзья беседовали до глубокой ночи. Рыленков сообщил, что по ходатайству Смоленского обкома партии его прикомандировали к Западному штабу партизанского движения.
– Мы и после войны дружили, – добавил Николай Капитонович. - Кондрово вспоминали. Уж очень люди в городке приветливые, добрые, бескорыстные… Нравились они моему товарищу.
Литературный вечер
В конце июля 1943-го обкомовская и облисполкомовская братия валила деревья в лесу. Заведующая отделом пропаганды и агитации Дзержинского района Нина Галицкая прислала Николаю Капитоновичу записку с нарочным. Приехали поэты-фронтовики и намереваются устроить встречу с кондровчанами.– Мне она дала пару часов, чтобы подготовиться к вечеру творчества… Война полыхает, люди живут и работают в прифронтовой полосе (постоянные бомбежки), а мы слушать стихи любимых поэтов собираемся… Да разве такой народ можно победить!
Людей собралось в парткабинете, как говорится, можно и больше, но некуда. И всё девушки, женщины, подростки… Мужчины на фронте.
Поэты появились шумно, улыбались, шутили… Атмосфера сложилась какая-то домашняя. Рыленков сообщил Павлову, что в обкоме партии видел Твардовского, предложил пригласить и его. Тут же позвонили в приемную, поэта нашли быстро. Вместе с ним пришел известный фронтовой журналист Лидов.
Гостей разместили за деревянным библиотечным столом. Накрыли красной материей. Первым выступал Осин.
– По профессии я журналист, – говорил он, – но живу в поэзии. Главная тема моих стихов в эти военные годы – подвиги воинов и тружеников тыла, которые они совершают во имя Победы.
Дмитрий Осин декламировал свои стихи четко, выразительно жестикулируя. Его сменил Рыленков. Павлов рассказывал, что Николай Иванович не обладал талантом исполнителя - читал просто, даже несколько монотонно. Но все, кто слушал, помнят какое-то неимоверное притяжение такого чтения.
В годы войны стали знаменитыми его «Письма без адреса» - цикл стихов, одно из которых посвящено матери, проводившей детей на войну. Читал Николай Рыленков и другие свои стихи во фронтовом Кондрове, в частности, «Сестрицу Алёнушку» - его текст бойцы носили в карманах гимнастерок. Это грело душу солдата, не давало сердцу ожесточиться…
«Вася Тёркин»
Наконец объявлено выступление Александра Твардовского. Он встал порывисто, широкими шагами выдвинулся на свободную площадочку в зале. Аплодисменты были такие, что он прикоснулся к уху - закладывает, мол… Стихли…Поэт признался, что в его фронтовом творчестве остается «Василий Тёркин». Первая часть была напечатана в начале 1943 года. «Вторую часть сдал в типографию недавно. Работать над поэмой продолжаю», – сообщил кондровчанам.
Зал замер. Твардовский читает «Переправу»… Главы «О награде», «Два солдата» и «О любви» вызвали такие эмоции, что даже Павлов, журналист, не мог описать их мне, не хватало слов.
– Это было не просто чтение и уж во всяком случае не декламация, - рассказывал он. - Твардовский будто беседовал со слушателями. Переживал вместе с ними горькие моменты войны и вместе с ними иронизировал над смешными эпизодами.
Это был неповторимый поэтический вечер. На следующий день Твардовский, Осин и Лидов уехали на действующий участок фронта…
Неожиданная встреча
Павлов и Рыленков проводили друзей и решили воспользоваться солнечным июльским днём, нашли уютное местечко под раскидистыми липами.– Смотри-ка, кто идет… Алешка Сурков! - вскочили.
Двинулись навстречу, пообнимались, похлопали по плечам обветренными ладонями. Засиделись с поэтом и фронтовым журналистом за разговорами допоздна в «гостинице», обязанности которой исполнял фанерный домик общежития работников Смоленского обкома партии. Поделились впечатлениями от литературной встречи. Расставались с надеждой на то, чтобы встретиться в освобожденном Смоленске.
– Да, вряд ли что в городе этом святом осталось, – с горечью проговорит Сурков. – Впрочем, что бы ни осталось, только бы скорей… Кость обрастает мясом…
«Слово о полку Игореве»
В августе 43-го Николай Рыленков, находясь ещё в Кондрове, получил назначение на должность главного редактора областного книжного издательства, которое предстояло восстанавливать. На прощание пообещал Павлову:– Пришлю тебе, Капитонович, сборник стихов «Синее вино». В печати уже…
– Почему «синее», вино же?.. – переспросил Павлов.
– И в Москве упрекали за такое название - символизмом, мол, веет… Твердо оставил, как задумал.
– Скажи, почему?
– А ты вспомни «Слово о полку Игореве». Русские воины пьют «синее вино печали»… Сильный образ. И ко времени: разве мало печали принесла нашему народу огненная, кровавая война, навязанная диким фашизмом?
…25 сентября 1943 года Смоленск был освобожден от гитлеровских захватчиков.
Подпишитесь на рассылку
Подписаться на еженедельную рассылку от Калужских Губернских Ведомостей