И всегда мечтал об инновационном Обнинске. И не только мечтал. Именно Анатолий Сотников в свое время стал главным инициатором кластерного развития города, развития фармацевтики и медицины, энергетики, производства новых материалов и IT-технологий. Сегодня наукоград развивается и совершенствуется, но останавливаться на достигнутом Анатолий Сотников не собирается. Новая мечта – создать здесь город-университет. Как добиться осуществления амбициозных планов?
Формула первая: «Кризис – это возможность»
– Мы все сейчас переживаем трудные времена. Всё чаще приходится слышать слово «кризис». Как выживать в этой ситуации?
– Для Обнинска это, несомненно, вызов. И на него придётся ответить. Некоторые смогли это сделать. Вот посмотрите: кто-то вовремя подсуетился и шьёт маски, костюмы для медиков, выпускает дезинфекторы. И вот они этот кризис переживут с профицитом или как минимум без потерь. Обнинск во многом связан с медициной, фармацевтикой, и нынешний кризис он может и должен использовать себе во благо.
Формула вторая: «Дистобуч – для мотивированных»
– Наверное, первые, кто столкнулся со всеми прелестями эпидемии, – это система образования. Как вы оцениваете практику применения дистанционного обучения?
– Оно хорошо работает только у мотивированных людей, которые знают, что им нужно и зачем это нужно. В таком случае человек учится не ради оценки, а ради результата.
Формула третья: «Учитель должен учиться»
– Мы сегодня говорим о создании в Обнинске некой единой инновационно-образовательной экосистемы. Какой в этой системе видится роль учителя?
– На мой взгляд, он должен быть не просто учителем, который преподаёт свой предмет. Он должен быть наставником. А наставник – это человек, который помогает расти, мотивирует на получение знаний. Он друг, советчик, он тот, кто передаёт свой опыт.
Думаю, и учителям не нужно стесняться учиться у своих подопечных, необходимо догонять детей в вопросах освоения технологий. Признаюсь, когда у меня возникают какие-то сложности с компьютером, с интернетом, я обращаюсь к своим внучкам и они мне помогают разобраться.
Здесь в первую очередь нужно менять психологию учителя, спровоцировать его на пересмотр своей роли в воспитании и обучении, пересмотр отношения к своему ремеслу.
– Я думаю, что их в этом может неплохо мотивировать пересмотр отношения к ним государства и общества…
– Это бесспорно. И это отношение уже меняется. И мы со своей стороны тоже стараемся помочь педагогам. Недавно созданный в Обнинске образовательный кластер проводит множество вебинаров, лекций, которые помогут разобраться учителям в новых образовательных технологиях.
Формула четвёртая: «Предпринимательство – это философия жизни»
– Вы ведёте в ИАТЭ курс «Технологическое предпринимательство». Зачем это физикам и кибернетикам?
– Сегодня в любой компании ценятся люди с деловой жилкой. Даже если наши студенты не закрепятся в своей основной профессии, эта жилка поможет им выжить в любых условиях. Поэтому я всегда смотрю на этот курс как на философию жизни. Предпринимательство – это способность создавать ценности, востребованные обществом. Предприниматели – это те, кто двигает этот мир вперёд. И я учу моих студентов думать о себе как о предпринимателях. Потому что это жизнь. Университет, церковь, все формы бизнеса – это предпринимательство. И даже личная жизнь. Вот есть какие-то проблемы с семейным бюджетом. Уже голова начинает работать над поиском решения, поиском какого-то дополнительного заработка. Это чистой воды предпринимательство.
Формула пятая: «Город-университет – это миф, который может стать явью»
– Мы живём в эпоху четвёртой промышленной революции. Каковы её главные приметы?
– Примета всего одна, но всеобъемлющая – цифровизация. Если мы говорим об Обнинске, то здесь и мои усилия, и усилия той инициативной группы, с которой я работаю, завязаны на создании города-университета. Это тот миф, который в нынешних условиях может стать явью. Города-университеты – это территории, где живут люди с очень высоким достатком, в очень комфортных условиях. И главной скрепой этих территорий являются именно университеты, которые занимаются не только образовательной, но и научной и инновационной деятельностью. Чтобы эта сказка стала былью, мы и хотим создать в Обнинске образовательную экосистему.
Сюда войдут и школы, и даже детские сады, там всё начинается. Вместе с ними кружковое движение, которое снова набирает обороты. Родители, разумеется, те, которые занимаются воспитанием своих чад и формируют у них мировоззрение и систему жизненных приоритетов. Университет, и он в Обнинске есть. Работодатели, которые формируют заказ на нужные им специальности. Ну и органы власти.
– То есть в создании города-университета участвует практически весь город?
– А по-другому никак. Нам в итоге необходимо создать общество мотивированных школьников, мотивированных студентов и мотивированных работодателей в единой системе отношений.
– Это красиво звучит, но как мотивировать, скажем, школьников?
– Секрет кроется в прикладном образовании. Допустим, захотел школьник сделать квадрокоптер. Прекрасно, для этого ему нужно изучить физику, азы аэродинамики, электроники… И тут ему на помощь приходят и академия «Технолаб», и наставники из «Технологии», например, куда потом этот школьник, возможно, придёт работать. Сегодня проектное образование набирает обороты, и мы хотим создать в Обнинске проектную школу для сотен школьников, где с ними и их проектами в течение пары недель интенсива будут работать профессиональные учёные и инженеры. Плюс к этому мы объединяем школу и кружковое движение единым проектом – детским технопарком. В рамках творческих занятий дети должны не фартуки шить, делать табуретки и варить щи, а заниматься продвинутыми технологиями.
Формула шестая: «Стакан всегда наполовину полон…»
– Все эти планы звучат, как и подобает мифам, красиво. Но вот случился кризис, который остановил все подвижки…
– Рано или поздно он закончится. А пока у нас есть возможность хорошенько обдумать свое плавное гармоничное развитие. С соблюдением определенных правил. Если хочешь быть успешным, тебе нужна активная позиция, способность к адаптации, умение доводить дело до конца. И, конечно, оптимизм: «Если стакан наполовину пуст, перелей воду в стакан поменьше». Но самое главное – это найти хорошую идею. Мне кажется, что применительно к Обнинску мы её нашли.
Фото автора и из открытых источников.