СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ

Беседовала Елена ШКУМАТ
17.12.2020 10:30
О работе современного учителя рассказала педагог из Медынского района Надежда ПОПЛЕВА.

Учитель начальных классов Романовской основной школы уже 21 год в профессии. Этой осенью Надежда награждена Почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации. По её признанию, учительская работа для неё – не профессия, не служба, не хобби, а призвание и жизнь. К каждому своему ученику Надежда Николаевна относится, как к своему ребенку, – требовательно, но с добром. Она убеждена, что любой ученик должен иметь успех, ведь маленький успех в школе порождает большой успех в жизни.

Следуя пути династии

Надежда Николаевна, как вы стали учителем?

– Я родилась и выросла в семье учителей, а потому другой профессии для себя и не представляла. Мама была учителем начальных классов с огромным педагогическим стажем. Мой отец, Николай Степанович, очень талантливый и разносторонне развитый человек, – тоже учитель, которого уважали и любили все его ученики.

На протяжении более девяти десятков лет мои родственники из всех профессий отдавали предпочтение педагогической. Основательницей нашей учительской династии была моя бабушка – Александра Александровна Кидяева. Начала она свою педагогическую деятельность в 1924 году и всю свою жизнь проработала учителем начальных классов.

Есть среди моих родственников учителя математики, физики, иностранного языка, химии, русского языка и даже профессор. Но самое главное, что отличает этих людей, – это любовь и преданность своему делу, которые они передают по наследству своим детям из поколения в поколение.

Помню, в детстве мне хотелось быть похожей на моих школьных учителей: научиться держаться так же уверенно, непринужденно и достойно. Мне они представлялись всезнающими людьми, которые могут ответить на любой вопрос. Сейчас профессия учителя привлекает меня в том числе потому, что она заставляет мобилизоваться, быть всегда в тонусе. Учитель всегда молод, иначе нельзя, если хочешь понимать своих учеников и быть понятным для них.

– Помните ли вы свой первый урок?

– Самый первый не помню. А вот зачетный урок по первой педагогической практике, которую я проходила в школе № 9 города Саранска, запомнился мне на всю жизнь. На открытом занятии присутствовало много опытных учителей, и я, конечно же, волновалась. Но все прошло хорошо. Это был урок-диспут на экологическую тему. Я предложила ребятам порассуждать над картиной знаменитого французского художника XVIII века Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». Шестиклассники не боялись высказывать свою точку зрения, урок прошел удачно, и мне поставили зачетную пятерку.

Еще тогда, будучи студенткой, для себя я поняла: чтобы урок получился, надо сделать так, чтобы детям на нем было интересно. Если сказанное учителем ребенка эмоционально не затронуло, то он ничего из занятия не вынесет.

Её величество литература

– Учитель начальных классов – педагог-универсал, которому приходится разбираться во многих областях знаний. А есть ли у вас любимый предмет?

– Конечно же, это литература. Ведь миссия педагога во все времена не только просвещать, но и воспитывать. Учитель должен сформировать у ученика целостное представление о мире: о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо. И самым эффективным методом здесь, на мой взгляд, является чтение художественной литературы. Когда я наблюдаю, как мои малыши рассуждают над прочитанным, как они – пускай пока совсем по-детски – дают характеристику поступков героев, я получаю массу положительных эмоций и энергии.

– Что вам нравится и что не нравится в современной школе?

– В современной школе у учителя появилось больше свободы: в выборе программ и учебников, методов и форм обучения. И эта возможность экспериментировать, постоянно находиться в поиске, выявлять проблемы и ставить новые цели мне, безусловно, нравится. Нравится, что в школу приходит новое оборудование, использование которого позволяет делать процесс обучения для детей более легким и увлекательным. А не нравится то, что в нашу воспитательно-образовательную среду постепенно проник избыток «бумаготворчества».

Открытие космоса

– На ваш взгляд, почему в учительской среде преобладают женщины?

– Непростой вопрос. Думаю, что мужчины, хотя их традиционно и считают сильным полом, недостаточно терпеливы для того, чтобы работать с детьми. Хотя, если заглянуть в прошлое, можно убедиться, что школы не всегда были чисто женской территорией. Вспомните имена Песталоцци и Ушинского, Сухомлинского и Шаталова – у этих классиков педагогики будет учиться еще не одно поколение учителей… Наверное, пол не имеет значения, если человек по-настоящему любит детей.

А чему вас учат ученики?

– Радоваться жизни. Обыкновенным мелочам, на которые мы, взрослые, просто не обращаем внимания. Умению прощать. Открытости. Умению жить без барьеров – легко находить язык с людьми любого возраста, свободно чувствовать себя в незнакомой обстановке. Этому нам, поколению XX века, учиться и учиться.

– То ли в шутку, то ли всерьез кто-то сказал, что нагрузку учителя можно сравнить с нагрузкой космонавта. Ваш рецепт восстановления сил?

– Я соглашусь с этим человеком, поскольку, приходя в школу, мы тоже попадаем в замкнутое пространство – отключаемся от всех проблем и невзгод, которые были там, во внешнем мире, и думаем только о детях. А та радость, которую мы получаем при виде светящихся, пытливых детских глаз, сравнима с состоянием невесомости. Если же говорить серьезно, то, конечно же, учитель устает. И лучшим отдыхом для него, как и для любого человека, является смена обстановки и видов деятельности. Я, например, очень люблю гулять пешком, ездить на велосипеде – в Новых Лужках, где я живу, замечательная природа. Люблю совместное пение под гитару на семейных торжествах.

Фото Татьяны Меняйловой и из открытых источников.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика