Что мы знаем о сердце? Что ему не хочется печали и что оно как пламенный мотор? Да, это так, но мотор этот может иногда давать сбои. Возникает ситуация, когда сердце замирает на несколько мгновений, на доли секунды, а в это время человек может испытывать неописуемый страх. Ведь сердце в груди не просто так стучит, оно перекачивает кровь в организме. И если оно остановится — всем системам конец. Но не все ситуации грозят смертью, а разбирается с этими проблемами кардиолог-аритмолог. И у нас в Калуге есть аритмологический центр, возглавляет который врач с тридцатилетним стажем Елена Багликова.
Этапы становления
Елена Вячеславовна всегда знала, что будет врачом. Она любила биологию, ходила в биологический кружок, ладила с химией. Но в Смоленский медицинский институт калужанка, окончившая 5-ю школу, поступила только с третьего раза, в 1984 году. Елена окончила педиатрический факультет. Начала работать в Смоленской области в ФАПе, потом ушла на скорую.
Ей всегда нравилась кардиология, поэтому она окончила курсы кардиологии, функциональной диагностики, терапии. Продолжила работать уже на скорой в Калуге, в том числе в составе кардиологической бригады. Потом ушла кардиологом в госпиталь МВД, подрабатывая в больнице «Сосновая роща» кардиологом аритмологического кабинета, а в 2003 году перешла туда совсем. Когда «Сосновая роща» начала развиваться как первичный сосудистый центр, Елена Багликова, работая кардиологом в отделении, закончила курсы по кардиостимуляции. С открытием аритмологического центра стала работать в нем. Сравнивая свою работу кардиологом на скорой и в аритмологическом центре, говорит, что они очень отличаются.
– Это хорошая школа, которую каждому начинающему врачу нужно пройти, чтобы уметь быстро принимать решения и быстро ставить диагноз, – считает Елена.
Центр, следящий за ритмом
20 лет Елена Багликова работает в «Сосновой роще».
– Нарушение ритма редко бывает само по себе, – отмечает Елена Вячеславовна. – Это, как правило, осложнение гипертонической или другой болезни, связанной с сосудистой системой. Основная проблема — мерцательная аритмия, так называемая фибрилляция предсердий, опасная образованием тромбов, развитием инсульта, высоким риском инвалидизации. У пациентов может быть редкий пульс, кому-то требуется восстановить ритм электрической кардиоверсии, кому-то поставить кардиостимулятор, а может, просто подобрать препарат, восстанавливающий сердечный ритм.
В структуре аритмологического центра, куда пациенты попадают либо по скорой, либо по направлению из поликлиники, есть круглосуточные койки стационара, оказывается амбулаторная помощь.
– Технологии развиваются, – рассказывает аритмолог, – сейчас нарушения ритма все чаще требуют установки кардиостимуляторов, дефибрилляторов, ресинхронизирующих устройств, выполнения радиочастотных аблаций. Синхронизаторы ритма — кардиостимуляторы заставляют сердце сокращаться. Это очень сложное электронное устройство, которое считывает сбой ритма и вступает в работу тогда, когда это необходимо и по тому алгоритму, который задан врачом.
Кардиостимуляторы в «Сосновой роще» начали ставить в 2016 году. Сначала по два в месяц, потом больше и больше. С 1 апреля 2022 года «Сосновая роща» возобновила работу как первичное сосудистое отделение после двух лет работы в качестве ковид-госпиталя, и, конечно, снова начали ставить кардиостимуляторы. Сама Елена Вячеславовна их не ставит, она их настраивает: задает частоту и другие параметры, тестирует и проверяет работу кардиостимулятора, при необходимости перестраивает с помощью специального прибора-программатора. После установки кардиостимулятора раз в полгода, а при необходимости чаще, пациенты приходят на прием к Елене Вячеславовне для проверки устройства. Установленный прибор работает в среднем около десяти лет, потом его надо менять.
– Что мне нравится сейчас в аритмологическом центре – можно самостоятельно полностью обследовать пациента, – рассказывает врач. – Сначала попробовать подобрать лечение амбулаторно, а если необходимо — положить в стационар. Самой посмотреть кардиографию, сделать УЗИ, суточную кардиограмму, понаблюдать при выписке, через год, два, три. Пациент лечится у одного доктора, который уже все про его болезнь знает. Это тем более важно, когда при нехватке кадров в поликлиниках врачи постоянно меняются.
Ковидная аритмия
Она коснулась всего мира, нашей страны, региона, наших больниц, нарушив ритм жизни, ритм работы. Елену Вячеславовну, как и многих медиков, мобилизовали на работу с коронавирусными больными, «ковидологом», как она шутит. Но шутить с коронавирусом не приходилось. Больница «Сосновая роща» была полностью отдана под борьбу со смертельной напастью. Все сотрудники прошли краткосрочные курсы инфекционистов и, как раньше плечом к плечу вставали против инфарктов и инсультов, теперь единым фронтом, единой силой выступили на защиту больных ковидом.
– Мыслей уходить из больницы не было, – вспоминает аритмолог, – ну переделали ее, но все понимали, что не навсегда. Единственное, скучала очень по своей специальности и потому пошла дополнительно в частную клинику, чтобы иметь возможность принимать кардиологических больных и не потерять навыки.
В ковидном же стационаре приходилось делать все, чтобы спасти пациентов, в том числе решать и кардиологические проблемы, говорит доктор Багликова. У больных и переболевших ковидом обострилось все, что только можно. У многих диагностировали нарушения сердечного ритма, тромбы, появились проблемы с памятью и концентрацией внимания. На ковидных койках Елена Вячеславовна увидела и своих пациентов, которых лечила от аритмии, которых хорошо знала, которым столько помогала как кардиолог, вытаскивая из разных тяжелых состояний. Теперь они умирали от ковида.
- Это было очень тяжело. Ковид научил ценить жизнь, – вздыхает врач Багликова.
Елена Вячеславовна и сама тяжело переболела, но из родной больницы не ушла, выходили свои же коллеги.
* * *
А вот пациентов с нарушением ритма она во время пандемии принимать не могла. Нет, они не были брошены: кто-то звонил ей, прося совета, кто-то лечился у других кардиологов. Но теперь они все вернулись к своему доктору, потому что нарушение ритма лучше лечить в одном месте. А Елена Вячеславовна для своих сердечников как семейный доктор.
– В век развития техники и высоких технологий наши пациенты нуждаются в обычном душевном разговоре, – убеждена Елена Багликова. – И в центре аритмологии есть возможность построить прием так, чтобы можно было пообщаться с пациентом не торопясь. Поговорить, помочь добрым словом — это главное.

Недавно за самоотверженный труд на благо пациентов и в защиту их жизни Елена Багликова была награждена губернатором Владиславом Шапшой медалью Калужской области «За медицинскую доблесть». Сегодня задача кардиологов и аритмологов — вывести лечение сердечно-сосудистых заболеваний на качественно новый уровень.
Фото Анны Фульмес.