Николай Александрович Хлуновский завершал плеяду редакторов «Людиновского рабочего», которые прошли войну и пережили вместе с газетой трудные послевоенные годы
" />

Редактор, воспитанный небом

Подготовила Олеся ЗИНОВЬЕВА
29.04.2020 14:28
Николай Александрович Хлуновский завершал плеяду редакторов «Людиновского рабочего», которые прошли войну и пережили вместе с газетой трудные послевоенные годы

В годы Великой Отечественной вместе со всей страной на защиту Родины встали редакторы, корреспонденты, корректоры, работники типографий. А порой фронтовики приходили работать в редакции уже после Победы. Мы, сегодняшние журналисты, помним их - и тех, кто не дожил до Победы, и тех, кто вернулся с полей сражений. Наша акция «Братья по оружию» посвящена ветеранам-коллегам.

Журналистика была для Николая Хлуновского призванием от рождения. Коллеги считали, что он был грамотным, эрудированным человеком, но подчас и очень «колючим». Это когда касалось оценки неудачных материалов. Он много и довольно дотошно работал с рабселькорами. Активисты газеты любили и ценили его советы и рекомендации. Ведь на самом деле он был чутким и внимательным к людям. Военный лётчик, чья эскадрилья бороздила калужское небо, часто вспоминал о далёких днях освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Сегодня мы публикуем фрагменты из его дневников.

Ночные рейды

1 pg.jpg
Я часто воскрешаю в памяти тот боевой путь, который прошёл наш авиационный полк от Калужской земли до Померании (ныне – область в Германии. – Прим.ред.). Отчётливо вспоминается множество успешных боевых операций по бомбёжке переднего края врага, ночные рейды в тыл, к партизанам, полёты в разведку и по связи.

Сформированный в далёкой Сибири из кадровых аэроклубовцев, 681-й ближнебомбардировочный полк прибыл на Западный фронт в район Мосальска и был придан 10-й армии. Личный состав полка состоял из молодёжи, коммунистов и комсомольцев. Настроение у всех было бодрое, каждый готов был выполнить задание командования, Родины. Морозным январём 1942 г. гитлеровские дивизии держали оборону на рубеже Зайцева Гора – Барятино – Киров. По замыслу врага, эта позиция должна была послужить исходным рубежом для возобновления наступления в сторону Калуги и Москвы. На опушке густого ельника в 2-3 километрах от станции Барятинская устроили отличную, хорошо замаскированную посадочную площадку для наших самолётов ПО-2. На день все самолёты улетали на основную базу в район Серпейска, а здесь работали только ночью.

По тылам противника

Партизанские отряды, действовавшие в Брянских лесах, ни на один день не давали покоя оккупантам. Они громили вражеские гарнизоны и взрывали мосты, поднимали в воздух эшелоны с танками, пушками и солдатами, передавали данные о дислокации и передвижении войск гитлеровцев.

Помогать партизанам в успешном выполнении операций было одной из главных задач нашего авиаполка. И легкокрылые ПО-2, не зная устали, почти каждую ночь летали по вражеским тылам к партизанам. Сотни успешных вылетов было совершено нами в Рогнединскую бригаду по заданиям штаба партизанского движения зимой и весной 1942 г. В этот период бригада выполняла ряд крупных операций, и народным мстителям требовалось много оружия, боеприпасов, продовольствия, тёплой одежды. Раненых увозили на Большую землю.

По 4-5 вылетов за ночь осуществляли наши отважные пилоты. Поддерживая связь с Рогнединской, Дятьковской и другими партизанскими бригадами, людиновским отрядом, наши пилоты демонстрировали хорошее владение искусством вождения самолётов в ночных условиях. Научились сажать их на небольших, с трудными подходами, «партизанских аэродромах».

Вот и Победа!

Майское утро 1945 года было поистине прекрасно. Ещё пылал поверженный Берлин, ещё тревожен был солдатский сон в окопах, ещё напряжённо гудели моторы истребителей и штурмовиков, а над землёй с быстротой молнии пронеслась радостная весть: «Победа! Гитлеровская Германия разгромлена и капитулировала!»

В то солнечное и голубое утро я возвращался в Нойбранденбург после выполнения очередного задания. По привычке обозревая воздух с боков и сзади самолётов (фашисты часто нападали с хвоста). Радовался отличной лётной погоде, которая всегда поднимает у пилотов настроение. Заходя на посадку, неожиданно увидел на площадке толпу людей, размахивающих руками и бросающими вверх пилотки. Когда вылез из кабины родной девятки, узнал: ПОБЕДА!

Пока мы обнимались, качали друг друга, кричали «ура!» и стреляли из пистолетов в воздух, мой механик Николай Надибаидзе укрепил к стойке самолёта большое красное полотнище. Потом запустил не успевший остыть мотор и забрался в заднюю кабину. Мы поднялись в воздух, любуясь красным стягом, развевающимся гордой птицей, сделали несколько кругов над площадкой, над свободной от фашизма немецкой землёй. Этот день всем запомнился на всю жизнь.

P00405-081150.jpg
Из досье

Николай Александрович Хлуновский родился в городе Гурьевске Кемеровской области, но воевал он, коренной сибиряк, на Людиновской земле и как мог помогал освобождать Людиново от фашистов. Собственно, память о тех годах привела его после войны в Людиново. Здесь Николай Александрович, уже имея некоторый опыт газетной работы, целиком посвятил себя журналистике. Работал зав. Промышленным отделом, ответственным секретарём газеты «Людиновский рабочий», затем редактором многотиражки «Тепловозник». После окончания в 1959 году Московский высшей партшколы (факультет журналистики), был назначен редактором «Людиновского рабочего». Потом – редактором межрайонной газеты «Искра» (г. Жиздра), а с апреля 1966 года и до последнего дня своей жизни снова был редактором «ЛР». 13 апреля 1979 года Николая Александровича не стало.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика