С октября новым директором Медынского музейно-выставочного центра стала Мария Чекмазова – человек известный и в нашей области, и за ее пределами. Смелые штрихи, необычные композиционные решения, социальный подтекст полотен – авторский стиль художницы узнаваем и нетривиален. Мы побеседовали с Марией о планах по развитию МВЦ, о творчестве и о связи искусства, науки и духовности.
Любой холст – это отчасти автопортрет, это внутренние качества живописца. И каким бы высоким мастерством ты ни обладал, наблюдатель почувствует, если ты в своих работах не искренен. Зрителя обмануть невозможно!
Место, где видно небо
– Мария, вы родились в Москве, но долгое время проживаете в Медынском районе. Можете ли уже назвать себя коренной жительницей медового края?
– Конечно. Здесь я живу уже 14 лет, здесь родилась моя старшая дочь. Медынский район идеально подходит для жизни – он уютный, душевный, здесь можно жить «без беготни». В Медыни можно смотреть на небо, причем даже не фигурально, а буквально! В той же Москве для того, чтобы взглянуть на свободный небосвод, нет ни времени, ни пространства. А еще говорят, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Все мои сокровища – мой дом, трое детей – все тут, в Медыни.
– Когда вы решили заняться искусством?
– С ранних лет воспринимала себя именно как художницу, хотя и была у меня всегда мечта стать ученым. Я ведь училась в аспирантуре на биохимическом факультете и планировала развиваться в науке. Но так сложилось, что сначала я перенесла все свое внимание на семью, а потом уже погрузилась в творчество.
– Вам сразу пришлось заниматься и административными вопросами?
– Я быстро поняла, что нужно совмещать деятельность художника с работой арт-директора, решая организационные моменты. Все это позже переросло в социальное проектирование. А эта отрасль сейчас очень бурно развивается. Она требует много разных знаний, при этом дает возможность делать то, что ты сам считаешь важным. Так организационно-правовая форма моей профессии преобразовалась в некоммерческое автономное общество «Центр творческих инициатив».
Внутреннего света краски
– Художник – это призвание, профессия или хобби?
– Я считаю, что художник – творец в широком понимании этого слова, пишет ли он красками, ставит ли балет, сочиняет ли музыку – это человек, ответственный перед обществом. У него есть определенные социальные задачи, которые он обязан решать. Это даже не работа, а настоящее служение людям.
– Вы определяете жанр своих работ как гранж. Расскажите, что это за понятие.
– Гранж – разнонаправленный жанр искусства, акцентирующий внимание на внутреннем содержании, а не на внешнем. Это о духовности среди деструкции: если происходят какие-то разрушительные процессы, мы должны обращаться к внутреннему свету. Также гранж включает в себя специальный инструментарий и визуальное воплощение. Это и определенная цветовая палитра, и использование фактурных красок и необычных материалов-носителей. Это философия, в которой мы позволяем себе много размышлений и динамики, не ограничиваясь строгими формами.
Тропа к «Третьяковке»
– Вы стали директором Медынского МВЦ совсем недавно. Было сложно или страшно вступать в новую должность?
– Страшно не было, так как у меня уже был опыт подобной административной работы. Воспринимаю это как поставленную задачу, которую обязательно нужно и можно решить через системный подход. Я сразу приняла решение, что мы будем несколько менять концепцию работы МВЦ.
– Какие изменения затронут музейно-выставочный центр?
– В первую очередь мы уделим больше внимания теме краеведения и свяжем ее с локальной идентичностью. Медынь – прекрасный город, старинный, со своей потрясающей уникальностью. Вот ее и нужно показать людям, не только гостям города, но и самим себе. Остановиться, замереть, увидеть, как пчелка собирает золотой мед. Один из главных инструментов формирования локальной идентичности, с которым мы будем работать, – взаимодействие с местными художниками.
Другая важная тема для нас – православные традиции и семейные ценности. У нас уже налажено взаимодействие с благочинием. Также мы будем расширять работу с воскресными школами региона, экспонировать их работы. Будем привлекать к выставкам студентов, учащихся. Именно с таких малых локаций, как наш МВЦ, начинается важный путь к «Третьяковке» и другим крупным площадкам. По сути, нам выпадает честь открывать двери в искусство будущим большим художникам. Также мы выделим в музейно-выставочном центре специальное место под мастерскую. В этом отдельном пространстве люди не только смогут себя попробовать в живописи, но и ознакомятся с «внутренней кухней» художника. А еще мы планируем расширять лекционную работу (в виде бесед, игр, детских квестов) и проводить много выездных выставок, в том числе по отдаленным селениям.
Палитра под микроскопом
– Калужская область в целом – регион творческий?
– Калуга достаточно близка к Москве, а потому с выставочной точки зрения похожа на столицу. Но регион умеет привлекать к себе внимание. Здесь столько талантливых и самобытных художников-творцов. А какие имена у нас представлены на местных фестивалях! Эти люди на самом деле могли бы покорять мировые площадки.
– А помимо творчества сохранили ли интерес к наукам?
– Я до сих пор не оставляю мечту стать ученым, поработать в лаборатории с пробирками, микроскопами. Уверена, что любому художнику полезно в своей жизни пройти через матанализ, через изучение коллоидной химии и т.д. Когда ты знаешь науку, ты не только зарисовываешь то, что вокруг, но и искренне восхищаешься, насколько многогранен и прекрасен этот мир. Именно из такого восхищения рождается искусство.
Кисть для защитников
В прошлом году в калужском Доме музыки проходила выставка работ Марии Чекмазовой «Защитники мира. Верю в вас бесконечно» – о тех, кто провожает и ждет наших бойцов.
– В этом году вы стали одним из номинантов на премию «Человек Z». Чем для вас стала такая номинация?
– С первых дней СВО я поняла, что, по сути, тоже «призвана на фронт» как художник. И я должна отдавать все свои силы этому служению, сосредоточившись на тех, кто сейчас на передовой, должна помогать им чем могу. Мы с коллегами организовали выставки-ярмарки в Москве, вырученные средства с которых полностью уходили на помощь фронту. Когда была продана первая моя картина на такой ярмарке, я была счастлива от факта, что мне дана возможность таким путем помочь нашим бойцам. Для меня это было сродни чуду: пишешь предмет на холсте, а он вдруг материализуется в нечто осязаемое, что может стать поддержкой для твоей Родины. Может быть, ради таких моментов я и стала художником. Я продолжу работать в направлении помощи нашим солдатам, пока это будет необходимо.
В прошлом году в калужском Доме музыки проходила выставка работ Марии Чекмазовой «Защитники мира. Верю в вас бесконечно» – о тех, кто провожает и ждет наших бойцов.
– В этом году вы стали одним из номинантов на премию «Человек Z». Чем для вас стала такая номинация?
– С первых дней СВО я поняла, что, по сути, тоже «призвана на фронт» как художник. И я должна отдавать все свои силы этому служению, сосредоточившись на тех, кто сейчас на передовой, должна помогать им чем могу. Мы с коллегами организовали выставки-ярмарки в Москве, вырученные средства с которых полностью уходили на помощь фронту. Когда была продана первая моя картина на такой ярмарке, я была счастлива от факта, что мне дана возможность таким путем помочь нашим бойцам. Для меня это было сродни чуду: пишешь предмет на холсте, а он вдруг материализуется в нечто осязаемое, что может стать поддержкой для твоей Родины. Может быть, ради таких моментов я и стала художником. Я продолжу работать в направлении помощи нашим солдатам, пока это будет необходимо.
Беседовал Виталий РОСТ.
Фото из личного архива Марии Чекмазовой.