Путешествие к корням и ввысь

Татьяна ПЕТРОВА
30.01.2020 12:42
Его каждый день приглашает совершить художник и хранитель боровской старины Владимир КОБЗАРЬ.

«Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими», - почему-то именно эти слова идеолога русской революции Владимира Ленина всплыли невесть из каких подкорок в моей голове, как только я перешагнула порог маленького туристического информационного центра на въезде в древний город. Слова, застрявшие в глубинах моей памяти, видимо, из каких-то тезисов, записанных для урока истории еще в советское время, как мне показалось, наилучшим образом подходят для описания деятельности человека, с которым свела меня редакционная командировка в Боровск.

Дыхание истории

Основатель туристического информационного центра, где располагается также иконописная мастерская при Пафнутьев-Боровском монастыре и музей иконописи - художник, реставратор, борец за сохранение исторической застройки Боровска Владимир Кобзарь. Причем интересно уже то, что сам он не родился в Боровске, не коренной его житель, а попал в наши края 19-летним юношей. И, может быть, красоты Обнинска, Боровска и их окрестностей так повлияли на него, что спустя десяток лет Владимир сформировался как интересный самобытный художник.

Ну, художник и художник - немало их рождала земля Калужская, щедрая на таланты. А Владимира Алексеевича как художника и реставратора знают не только в нашем регионе, но и в России, и за рубежом. Но, на мой взгляд, ценность этого человека не только в том, что он прекрасный иконописец, резчик деревянных икон («икон на рези»), автор мозаичных, а в том, что он щедрый педагог и хранитель древностей Боровска, его старинной культуры, архитектуры, быта, верований. И не только хранитель, но и просветитель.

980a70cb0e.jpg Мастерская, музей и туристический информационный центр, где мы встретились с Владимиром Алексеевичем, располагаются в здании XVIII века. Нижний этаж – старинного кирпича. Снаружи особо неприметный, вросший уже глубоко в землю дом, изнутри открывается приятным теплым красно-оранжевым цветом кладки и найденными в доме, вокруг него и по всему Боровску вещами-артефактами. Второй этаж деревянный, а потому много раз перестраивался и менял облик. Связано это с неоднократными пожарами, последний из которых произошел в 2011 году. Но каждый раз второй этаж воскресал из пламени небытия как легендарная птица феникс. Предположительно дом, построенный недалеко от Благовещенского собора, принадлежал приходу. До революции в нем жил священник Иоанн Капырин с семьей. Владимир Кобзарь купил здание и поселился в нем 1999-м, тогда же деревянный этаж окрасился в исторический синий цвет, а дом приобрел забор. Под слоем хлама и мусора во дворике обнаружился прекрасно сохранившийся старинный булыжник, в сарае Владимир Алексеевич нашел остатки предметов кузнечного дела, в земле у дома откопали множество стеклянных колбочек и аптечных пузырьков позапрошлого века.

Все эти свидетельства прошлого, найденные возле дома и в окрестностях Боровска, в семьях боровчан, стали основой для музея и мастерской, создав атмосферу исторической подлинности, неразрывности времен и творческого созидания. Согласитесь, приятно творить рядом с тем, что было создано много лет назад, иметь возможность все это подержать, примерить, напитаться энергией творцов прошлых веков.

В музее и мастерской нет ни одной вещи, ни одного предмета, которые нельзя было бы потрогать и пристально рассмотреть. Интуитивно и мудро художник Кобзарь уловил главное в творчестве – атмосферу, окружающую мастера. Дом – живой: со шпагами и термометром времен Наполеона, леворучными мечами, старообрядческими лествицами, старинными монетами, иконами различных времен и народов, неизвестно откуда взявшимся обломком пряжки римского патриция, резными рамами зеркал, деревянными комодами, самоварами, портняжными ножницами позапрошлого века. И даже осколок древнего колокола с изображением Сергия Радонежского живой и мироточит. Вот где постигаются азы творчества.

Конечно, взрослые и маленькие ученики еще далеки от совершенства, но азы живописи, иконописи, резьбы по дереву, секреты мозаичного искусства лучше познавать в соприкосновении с корнями. Не потому ли, что занятия проходят в таком историческом месте и едут к Кобзарю ученики не только со всей нашей области, но и из Москвы, Тулы и других мест?

Прикосновение к живому

1.jpg   Но еще и потому, конечно, что здесь в мастерской художника искусство доступно и принадлежит всем, кто сюда приходит. Можно просто смотреть, расспрашивать, держать в руках, а можно под руководством мастера самому попробовать свои силы и в иконописи, и в мозаике, и во владении резцом. А еще мастер расскажет, как это делали наши отцы и прадеды десятки, сотни лет назад, поможет прочитать непонятную буквенную вязь на пожелтевших листах старинных книг, поделится тем, что сам знает, умеет и изучил. 

Очень трогательными мне показались первые рукописные иконы больших и маленьких учеников – если присмотреться, лики святых на них пока еще похожи на портреты родственников. Умение, четкое следование канонам церковной живописи, чувство цвета и света придут не сразу, с опытом и духовным становлением.

И понятно, что иконописцами станут единицы, да и не ставит себе Кобзарь такой задачи. Главное, чтобы древнее искусство стало близким, поселилось в душе, заполнило ее светом, стало источником созидания. Знать свои корни, откуда мы есть пошли, не быть Иванами, не помнящими родства, – вот цель. Такой человек не разрушит, не уничтожит, а сохранит и приумножит.

Кстати, на примере старинного здания, где проходят занятия, Владимир Алексеевич наглядно доказал, что такие дома могут жить и дальше. Он показывает, как их использовать и вписать в архитектурное и культурное пространство.

Фото автора и из открытых источников.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика