Против смартфона нет закона

Михаил БОНДАРЕВ
01.03.2019 15:03
В школах остаётся актуальной проблема мобильных телефонов

Полтора года назад на страницах нашей газеты этого вопроса мы уже касались. Сегодня к данной теме возвращаемся вновь. Дело в том, что в школах, особенно городских, довольно часто происходят нелицеприятные истории. Учителя часто жалуются, что дети могут звонить, переписываться с друзьями и родителями в социальных сетях прямо во время уроков.

Недавно в одной из школ произошел случай, когда ученик, засняв на телефон неполадки в школьном туалете, которые в итоге быстро устранили, выложил в открытую группу в соцсеть. Такой грязный, на молодежном сленге, хайп приводит к усилению напряженности не только в коллективе конкретной школы, но и в обществе. Школа, и без того испытывающая массу проблем, еще больше дискредитируется.
Как известно, официально в школах использование мобильных телефонов не запрещено. Но с проблемой стараются бороться, особенно на уроках. Этот вопрос решается на уровне общеобразовательной организации - на общешкольном родительском собрании, учредительном совете школы. Администрация школы имеет право издать соответствующий приказ или распоряжение. В ряде школ области приняты соответствующие акты, регламентирующие использование мобильных телефонов. Доходит и до того, что в школе совместно с родителями выдвигают идею, чтобы сделать специальные коробки или шкафчики для хранения смартфонов. Есть школы, где так и поступают. Но часто эта идея, как говорится, повисает в воздухе. Ее тормозят вопросы: за чей счёт их изготавливать, кто будет нести за оставленные телефоны ответственность? И воз, как правило, остается на прежнем месте. Чтобы разораться в проблеме, мы провели небольшой опрос среди учителей, методистов и родителей.

Татьяна Фомина, учитель немецкого языка Серпейской средней школы:

- В нашей школе постоянно проводятся родительские собрания и классные часы на эту тему. Утверждено и действует положение об использовании мобильных средств связи в серпейской школе. При входе в школу необходимо отключить звук и убрать телефон в портфель. Родителям рекомендуется звонить детям только в случае форс-мажорных обстоятельств, как и ученикам, при этом им нужно получить разрешение учителя, завуча или директора. Грубых нарушений, связанных с телефонами, у нас не было, а за небольшие нарушения дети получают замечания и реагируют адекватно.

Юлия Медова, начальник отдела образования Малоярославецкого района:

- Пока общих правил нет, каждая школа по-своему решает эту задачу. Совет старшеклассников может обсудить и принять решение о запрете использования сотовых телефонов на уроках. Можно активно включить сотовые телефоны как носители интернета в урок, и тогда они станут техническим средством обучения. В некоторых школах договариваются с ребятами, и в начале урока учитель дает возможность организованно положить телефоны в условленное место и после урока забрать. Руковожу отделом образования 3,5 года - жалоб по этому вопросу, к счастью, не поступало.

Наталья Проскурнина, методист Калужского государственного института развития образования:

- На курсах учителей-словесников я проводила занятие, как использовать сотовые телефоны на уроках. Например, искать значение слов на портале ГРАММА.РУ или открыть текст произведения, если забыл книгу. Но это всё-таки исключение, так как надо следить, чтобы школьники работали именно с текстом, а не ушли в соцсеть или компьютерную игру. Но уследить за этим сложно, ведь в классе может быть более 30 учеников.

Светлана К., мама ученицы 7 класса одной из школ г. Калуги:

- Считаю, что полного запрета мобильных телефонов в школе быть не должно. Мы живем в непростое время, мало ли что может случиться. Родители должны быть на связи с ребенком. Думаю, что нужно учить детей с первого класса, как правильно пользоваться телефоном, в том числе в школе. В первую очередь родители должны объяснять ребенку, а потом уже требовать от учителей. Тогда и проблем не будет.

Ирина Мохова, учитель английского языка средней школы № 46 г. Калуги:

- Конечно, учителя против использования детьми телефонов на уроках. И дело даже не в том, что они нам мешают, перебивают объяснение темы звуками приходящих оповещений. Главный минус в том, что дети отвыкли думать, самостоятельно искать решения, им проще найти ответ в интернете. Говорим об этом с детьми, с родителями на собраниях. Родители занимают разные позиции. В школе действует локальный акт, который регламентирует использование мобильников. На уроках они должны быть в сумках с отключенным звуком, на переменах использоваться по необходимости, но не в качестве видеокамер и диктофонов.

А как у них?

Запрет на использование телефонов в школах в том или ином виде существует, например,  в США, Франции, Германии, Греции, Таджикистане, Азербайджане. Как правило, ученикам разрешается приносить телефоны в школу, но нельзя доставать их из портфеля, разговаривать по сотовой связи, а также фотографировать и вести аудио- и видеозапись. Кроме того, американские и европейские школы закупают для учеников и учителей специальные планшеты с ограниченной функциональностью, на которых доступен только обучающий контент. 
Во Франции в прошлом году министерство образования страны запретило пользоваться ученикам мобильными телефонами на территории школ. В исключительных случаях право разрешить детям воспользоваться мобильным, но только во время перемены, отдано учителям и администраторам. В Бельгии и Великобритании этот вопрос решается в каждой школе отдельно, общего правила в этих странах не существует.

фото russiaedu.ru

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика