Профессия – детям помогать

Беседовал Игорь МОЛОДЦОВ
05.11.2020 11:02
Светлана Резнова – педагог-психолог школы № 4 города Малоярославца видит смысл своей работы в индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Юное поколение – это наше будущее, и от того, каким оно вырастет, зависит судьба всей страны. У ребят есть свои проблемы, радости и огорчения. Школьный педагог-психолог всегда приходит на помощь ученикам в трудной ситуации. Светлана Резнова рассказала о работе с детьми, методиках, которые она использует.

Не просто педагог, а друг и советчик

Светлана Андреевна, почему вы выбрали именно эту профессию?

– Мой отец – подполковник МВД в отставке, мама – медицинская сестра, работала с людьми, имеющими онкологические заболевания. Мы часто переезжали, я меняла школы. Само собой отношения с одноклассниками порой складывались очень непросто. Только привыкнешь к одному коллективу, как уже нужно все бросать и менять обстановку. Это тяжело для любого ребенка. Когда я училась в средней школе, мне в библиотеке случайно попала в руки книга Дейла Карнеги «Секрет общения». Я прочитала ее от корки до корки. Именно тогда и задумалась о том, как важно разбираться в психологии. В Томске я поступила в Восточный институт экономики гуманитарных наук, управления и права, на факультет психологии и педагогики. Сейчас школьный психолог – это не просто сотрудник образовательного учреждения, это порой первый друг, товарищ, советчик для детей.

– Как же вы попали в наш город?

– В Малоярославец мы приехали с мужем. Сам он родом из Вологды, работает помощником машиниста на железной дороге. Познакомились в Томске, когда он был там в командировке. Сейчас уже воспитываем двух дочерей. В 2012 году я устроилась в четвертую школу и работаю здесь по сей день. Мне очень нравится мое дело. Общение с детьми – это прекрасно, работая с ними, я и сама узнаю много нового для себя.

– С чем вам приходится сталкиваться во время работы? Как получается находить подход к детям?

– У ребят старшего возраста трудности особые: например, не ладятся отношения в коллективе. У кого-то проблемы дома, возможно, родители в разводе, а это очень серьезный удар по психике ребенка. Каждый случай требует индивидуального подхода и, соответственно, пути разрешения проблемы. Одна из самых частых проблем у детей, причем от возраста это никак не зависит, – низкая самооценка. Представьте, ребенок приходит ко мне и начинает говорить, что он хуже всех, что у него ничего не получается. Эта проблема намного серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. С ней нужно работать уже в раннем возрасте, иначе потом может быть поздно. Отдельная тема – это работа с детьми, у которых ограниченные возможности здоровья, либо детьми, чьи родители приехали из других стран. С такими детьми я также работаю по специальным методикам, чтобы помочь им адаптироваться в коллективе, не чувствовать себя лишними.

– Какие случаи в вашей педагогической практике особенно запомнились?

– Таких случаев много, да и всех детей я помню очень хорошо. Например, пришлось поработать с девочкой, страдающей булимией. Это болезнь, при которой происходит расстройство режима приема пищи. Она характеризуется неконтролируемыми приступами сильного чувства голода, сопровождающимися слабостью. Это именно психическое расстройство. Работали мы с этой девочкой больше двух лет. Проводили беседы, делали расслабляющие упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, с применением арт-терапевтических методик, которые дают хороший результат. Сейчас, к счастью, девочка здорова.

Трудиться и развиваться

– Какие методики вы применяете в ежедневной работе?

– У нас в школе есть сенсорная комната, где проходят занятия с детьми, – это комната психоэмоциональной разгрузки, которая является профилактическим средством школьного переутомления. Там висит стенд «Советы школьного психолога». На нем собраны не только различные памятки – большую часть площади занимают рисунки, поделки детей. Я иногда меняю здесь «экспонаты». Хочу, чтобы дети видели, что их труд оценен, ведь для ребенка это большая радость, когда он приходит ко мне, а здесь его рисунок или поделка.

– А как еще используется эта комната?

– Она делится на несколько зон. Например «мягкая зона» с модулями позволяет детям расслабиться, избавиться от напряжения. Сборные игровые модули помогают школьникам воплотить в жизнь самые смелые фантазии, например, при конструировании самолета или дома. Во время физической разминки дети на занятиях активно используют различные приспособления для координации движения, например, балансировочный диск. В творческой зоне школьники работают со специальным набором интеллект-карт. На картах изображены разные рисунки. Я прошу ребенка вытащить одну и описать, что он видит. Иногда прошу ребенка по трем-четырем картинкам составить небольшой рассказ. Исходя из того, что же именно видит школьник, можно составить представление о его психологическом состоянии, в каком он настроении, что его мучает, чего он боится. У этой методики есть и другая полезная сторона – дети расширяют словарный запас.

Пока мы беседовали со Светланой Андреевной, к ней на занятие привели ребятишек из начальной школы. Первое, что бросилось в глаза, – они пришли как будто не на занятие, а к себе домой, чтобы развлечься, пообщаться, отдохнуть от уроков.

Для ребят мой кабинет, сенсорная комната – это место, где их всегда ждут, выслушают и поймут в любой ситуации, и они это прекрасно чувствуют. Вот что самое главное.

Светлана Резнова.

Фото автора.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика