Истоки мастерства
На вопрос, как же становятся художниками, Валерий Хованский ответил, что его всегда увлекало рисование.— В школе учителем черчения и рисования у нас был чудесный человек, фронтовик Григорий Петрович Дудкин. Он умел зажигать, будить воображение. Часто показывал нам репродукции картин великих русских мастеров — Сурикова, Васильева, Репина и других. И всё повторял мне, что надо больше копировать старых мастеров, — вспоминает художник.
Эталоном мастерства для него всегда были труды великих пейзажистов — Саврасова, Шишкина, Поленова, Левитана. На картины Валерия Олеговича хочется смотреть долго — зрителя притягивает земная красота родного края и всегда жизнеутверждающая вера в новый, лучший день.
Краски и свет, воздушную среду, тончайшие нюансы освещения передаёт живописец в своих полотнах. Картины этого мастера кисти и мольберта пронизывает искренняя любовь к родной Людиновской земле и землякам. С картин Хованского на зрителя глядят знакомые и дорогие сердцу уголки природы: одетые в осенний багрянец рощи, отражающая лучи заката река Болва, дорожка через овраг, бегущая к деревенскому домику. Живя в окружении прекрасной русской природы, постоянно бывая в лесах, на лугах и полях, у реки, Хованский наблюдал, познавал, подмечал, сохранял в памяти, а потом переносил свои впечатления на холст.
Три ветви дерева искусства
Творческий путь художника начинается с 1963 года, когда в Мурманске появились его первые армейские работы. Валерий Олегович – художник-самородок, автор произведений станковой живописи, продолжатель русской школы реалистической живописи. Всё, что написано художником, свидетельствует о неугасающем интересе к природе средней полосы России.— За более чем полувековую творческую жизнь я обращался к разным жанрам, но постепенно пейзаж, исполненный в технике акварельной, масляной и акриловой живописи, стал ведущим, — говорит художник. - Я очень люблю природу и рад, что выбрал именно пейзаж, реалистическое направление в живописи.
Именно в этом направлении наиболее ярко проявился природный талант Валерия Хованского. Он много работает на пленэре, создавая в своих картинах неповторимые образы природы.
— Творчество — это всегда радость. Я делаю полезное дело, хочу, чтобы все, кто увидит мои картины, ещё сильнее полюбили свой край, природу, чтобы стали душой добрее. Ведь искусство как лекарство от всех болезней — оно полезно всем! Я убеждён, что три главнейших человеческих искусства: живопись, музыка и поэзия — это три дерева, растущих из одного корня. Или три ветви одного могучего дерева. Этим, наверное, можно объяснить присутствие в моих картинах тихой звенящей мелодии. А ещё — не успокаиваюсь. Для художника покой — это творческий застой, гибель, — уверен Хованский.
Между тем далеко не все картины пишутся сразу, вслед за впечатлением, настроением (хотя и такое нередко бывает). Чаще замыслы этюдов отстаиваются в душе художника, постепенно осмысляются, вызревают. Таковы, например, многие его картины о временах года, написанные через пять-семь лет после воссоздаваемых событий.
Хованский не из тех художников, что отличаются высоким мнением о себе и заняты поиском славы. Скромный, застенчивый, с добрыми юношескими глазами, обладающий редким даром ценить одиночество. Его небольшая мастерская — храм, где он творит, где висят его картины и куда приходят друзья. Его надёжный тыл — любящая жена и дружная семья. Свой юбилей он по традиции отметит открытием очередной персональной выставки, и по этому случаю пожелаем нашему удивительному земляку, талантливому художнику и скромному человеку яркого творческого долголетия.
Из досье
Виктор Хованский работал фрезеровщиком на тепловозостроительном заводе, затем технологом и инженером-технологом. Последние 16 лет, вплоть до выхода на заслуженный отдых, преподавал в детской художественной школе.
Виктор Хованский работал фрезеровщиком на тепловозостроительном заводе, затем технологом и инженером-технологом. Последние 16 лет, вплоть до выхода на заслуженный отдых, преподавал в детской художественной школе.
Фото Юрия ХРАМУТИЧЕВА.