При железной дороге

Нина ЗАМАХИНА
19.07.2019 14:14
120 лет назад, в июне 1899 года, было завершено строительство железнодорожной линии Москва-Брянск и получено разрешение на открытие по новому пути пассажирского и товарного движения.

Регулярное движение поездов началось с 1 августа 1899 года. Строительство железной дороги значительно повлияло на развитие территорий, по которым прошел стальной путь. На карте страны появились небольшие железнодорожные станции Болобаново (ныне Балабаново) и Обнинское, со временем выросшие в города…

Разрешение на строительство

В 1891-1892 гг. Калужское земство, Боровское уездное земское собрание, Боровская и Серпейская городские думы, Жиздринское уездное земство обратились к калужскому губернатору с ходатайством о сооружении железнодорожной линии Брянск-Калуга-Москва. Постройка железной дороги предоставила бы местному населению «возможность добыть средства к пропитанию», поскольку неурожайные годы и сокращение числа рабочих на Мальцовских заводах существенно сказались на их заработках.

Однако в 1892 году это предложение было отклонено. Лишь через три года, 7 июня 1895-го, Общество Киево-Воронежской железной дороги получило разрешение на строительство железнодорожной линии от станции Брянск (Льгово-Брянской линии) на Сухиничи, Калугу и Малоярославец до Москвы с соединительными ветвями от товарной станции Калуга (Сызрано-Вяземской дороги). Общество получило новое название – Московско-Киево-Воронежской железной дороги.

Под один путь

По техническим условиям на сооружение линии Москва-Брянск, утвержденным министром путей сообщения М.И. Хилковым в июне 1896 года, предусматривалось возведение земляного полотна и искусственных сооружений под один путь. Пропускная способность линии – две пары пассажирских и три пары товарных поездов в сутки. На перегонах свыше 15 верст следовало отсыпать площадки для устройства разъездов.

Между станциями Болобаново и Малоярославец был запланирован разъезд № 15, предназначенный для скрещения и обгона поездов на однопутной железнодорожной линии. На разъездах также осуществлялась посадка и высадка пассажиров, а в некоторых случаях погрузка и выгрузка грузов. Оформление перевозочных документов в этих случаях производилось на соседней промежуточной опорной станции. Позднее переезд № 15 получит название Обнинское, здесь вырастет город науки.

Через Боровск?

Строительство железной дороги Москва – Брянск стало важным событием для Боровского уезда. Именно в этот период на страницах местных газет («Калужский вестник», «Калужские губернские ведомости» и др.) встречается название будущей станции Болобаново (Балабаново).

Жители уездного города Боровска хлопочут о том, чтобы железная дорога прошла через их город и в какой-то момент даже надеются на положительное решение.

В 1896 году «Калужский вестник» (№ 92) пишет: «Изыскание линии от Малоярославца через наш город (Боровск. – ред.) до Наро-Фоминской станции закончено. Результат изыскания более чем удовлетворителен, линия не имеет на своем пути тех громоздких сооружений, как мосты и насыпи, которые встретились на старой линии близ села Белкина и короче с лишком на полторы версты против общества Киево-Воронежской железной дороги. Но расходы по ее сооружению увеличиваются против прежней линии на 75 тысяч рублей. Осматривая ее, казенный инспектор нашел удобной, вследствие чего боровчане надеются на благополучный исход…».

Но желанию боровчан построить железнодорожную линию через их город не суждено было сбыться. А ведь если бы они добились своего, на карте так и не появились бы железнодорожные станции Болобаново и Обнинское и, кто знает, суждено ли было именно на этой территории рождение двух новых городов?

В ходе строительства

В 1897 году «Калужский вестник» (№192) сообщал: «Земляные работы по сооружению строящейся железнодорожной линии Москва-Брянск на протяжении от Малоярославца до предполагаемой станции Болобаново почти закончены, и приступили к каменной кладке водопроводных труб и устоев для небольших мостов через ручьи. Близ станции Болобаново уже началась постройка частными лицами. Первым предвестником обетования на необетованной земле является кабак «с распивочной и на вынос». Между тем есть много проектов о сооружении гостиниц, лобазов, товарных складов и торговых помещений. Подобный проект Боровску не предвещает хорошее и можно ожидать, что торговая операция на станции со временем явится серьезным и крупным конкурентом для Боровска, участь которого будет одинакова, как участь Медыни».

На землях Болобанова и Лапшинки

Под строительство железной дороги были отчуждены, в частности, земельные участки, принадлежавшие крестьянам деревень Лапшинка и Болобаново.

Агент по отчуждению имуществ Московско-Брянской железной дороги сообщает «Имею честь довести до сведения губернского правления, что у крестьян деревни Лапшинки отошли под устройство Московско-Брянской железной дороги и ее принадлежностей разных угодий всего в количестве 377,6 кв.саженей, на каковой земельные работы начались от 1 июня 1987 года. На отчужденную у крестьян д. Лапшинки землю совершена купчая крепость и деньги (41 руб.) внесены в доход казны и государственный банк…».

Если крестьяне д. Лапшинка передали железнодорожному обществу небольшой участок, покрытый кустарником, то жители деревни Болобаново (Балабаново) расстались с пашенными землями. Крестьяне Федор Миронов, Владимир Дудоров, Иван Федоров, Степан Столяров, на чьих наделах и выросла станция Болобаново (Балабаново), обратились к односельчанам с просьбой о переделе общественной земли и выделении им новых наделов.

Станция Болобаново

В 1898 году на станции Болобаново были построены дом для железнодорожных служащих, здание вокзала.

В июне 1899 года приемная комиссия МПС подвела итоги строительства железнодорожной линии Москва – Брянск и дала разрешение на открытие пассажирского и товарного движения со скоростью 40 верст в час, на некоторых отрезках пути скорость движения ограничивалась до 20 и даже 10 верст в час. Регулярное движение поездов началось с 1 августа 1899 года.

Спустя год «Калужские губернские ведомости» (№ 70) дают такое описание железнодорожной станции: «1 августа минует год со дня открытия движения по Московско-Брянской железной дороги и между тем ст. Болобаново остается если не только хуже, то в таком же положении, в каком она была при открытии дороги. Коновязь у вокзала как на станциях других дорог не устроена, а поэтому приезжающие вынуждены привязывать своих лошадей к барьеру, обнесенному вокруг водопроводного крана, находящегося прямо перед сами вокзалом. Несмотря на глинистую почву и низкое место, занимаемое станцией, от вокзала до квартир железнодорожных служащих не устроены щебенчатые дорожки, а также не замощены боковые стороны вокзала. В дождливое лето, а в особенности осеннюю и весеннюю пору, вокзал делается настолько неприступным, что приходится часто видеть пешеходов и лошадей, утопающих в грязи перед самим вокзалом. Несмотря на открытое место, занимаемое станцией до сего времени, ни вокзал, ни его платформа не имеют растительности каких-то деревьев и кустарников, так что в летнее время ожидающим прихода поезда пассажирам приходится или сидеть в душной атмосфере вокзальных помещений, или печься на солнце, гуляя по платформе. Говоря о неблагоустройстве станции, нельзя не сказать и о недостаточном помещении вокзала. Очень часто бывает, что комнаты первого, второго и третьего классов не вмещают в себя тот наплыв публики, ждущей поезда, вследствие чего приходится ждать поезда на платформе, что в летнее время терпимо, но в дождь или зимой не особенно приятно. Поэтому следовало бы позаботиться о расширении вокзала».

Здание вокзала было главной достопримечательностью железнодорожной станции Болобаново. Состояло оно из залов ожидания для пассажиров (1–3 классов), буфета, билетных касс и туалетных комнат. Впрочем, больших удобств не предусматривалось.

«Калужские губернские ведомости» (№ 18, 1901 г.) вновь указывают на неустройство станции Болобаново: «Насколько холодно относится Управление Московско-Киево-Воронежской железной дороги по отношению к доставлению необходимого удобства публике, ожидающей поезда на станции, видно из того, что по прошествии года со дня открытия вышеназванной дороги на ст. Болобаново в дамской уборной 1 и 2 классов седьмой месяц на двери ватер-клозета красуется объявление с надписью «Ремонт»…

Говоря о непорядке на ст. Болобаново не могу умолчать и о том, что в залах 1, 2 и 3 классов ощущается недостаток в мебели для пассажиров, ожидающих поезда, и в отсутствии мягкой мебели, диванов в залах 1,2 классов, что является очень необходимым, если принять во внимание частые опоздания поездов, особенно в ночное время. Следовало бы увеличить число стульев и мягких диванов, как это сделано на всех станциях других железных дорог. Нельзя не заметить и о том, что при буфете нет установленных правлением железной дороги прейскурантов на продаваемые товары, что ставит всегда в затруднение публику и вводит ее в заблуждение во время расплаты по отношению цен».

Поскольку железная дорога прошла в стороне от Боровска, возникла необходимость строительства шоссейной дороги, соединяющей уездный город с железнодорожной станцией. В 1900 году началось ее строительство, на которое губернское земство выделило 80 тысяч рублей.

Популярное направление

Безусловно, открытие Московско-Киево-Варшавской железной дороги и строительство боровско-балабановского шоссе стало важным этапом в развитии всего Боровского уезда. Все чаще для перевозки товаров используется не гужевой, а железнодорожный транспорт. Жители Боровского уезда, отправляющиеся в поездки, все с большей охотой пользуются услугами железной дороги. Правда, добираться до станции им приходится порой в переполненных экипажах. Вот как повествует об одной такой поездке житель города Боровска: «В ночь под 3 сентября мне пришлось ехать на станцию Балабаново к 4-часовому поезду. Заехав за мною часов в 12 ночи, ямщик содержателя вольных лошадей Власова поехал по городу собирать других пассажиров, которых оказалось человек пять с большою поклажей. Шел дождь, образовалась слякоть, а мы все еще собирали пассажиров. Наконец заехали за последним, интеллигентным молодым человеком. У того тоже оказался багаж. Ямщик заупрямился, стал браниться и решительно заявил, что не повезет молодого человека… Молодой человек старался внушить упрямому вознице, что он не виноват, что Власов из-за своей жадности сажает в экипаж точно сельдей в бочки, что он еще утром сговорился с Власовым, сказав ему о своем багаже. Ямщик в ответ на это лишь ругался и только после долгих издевательств над молодым человеком взял его с собою. Сидеть в экипаже, рассчитанном на 4 человека, было очень тесно, а клади так было много, что сидевший со мною студент заметил: «Пудов 75 будет, наверно…»

Бойкое место

Станция Болобаново с увеличением числа пассажиров и грузов становится бойким местом. Если в 1902 году, по воспоминаниям одной из старейших жительниц Марии Васильевны Фокиной, в пристанционном поселке, помимо зданий вокзала, почты и чайной Аринушки, было лишь три дома, то в последующие годы Болобаново начинает «прирастать» и людьми, и строениями. В «Списке населённых мест Калужской губернии», изданном Калужским губернским статистическим комитетом в 1903 году, указывается, что в посёлке в это время проживали 30 мужчин и 40 женщин.

Из Угодско–Заводского уезда приехали четверо братьев Фокиных, построили здесь кузницу и просторный кирпичный дом на единственной тогда улице. Чуть позднее, когда кузница стала приносить неплохой доход, а дом для большой семьи стал тесен, один из братьев, Дмитрий Федотович Фокин, с супругой Марией Васильевной возвели напротив первого собственный дом.

Купец Борис Иванович Монахов открыл в Болобанове постоялый двор и имел извоз, держал лошадей с возками, возил пассажиров в Боровск и по другим направлениям. Дом, который он построил для своей семьи, был двухэтажный (нижний этаж – кирпичный, с разноцветным орнаментом, верхний – деревянный), украшенный красивыми наличниками. По соседству располагался еще один двухэтажный дом, принадлежавший семье Ивана Илларионовича Григорьева, занимавшегося швейным делом. Портным он был хорошим, содержал мастерскую, под его началом трудились 20 швейников – обшивали жителей всего Боровского уезда. Купец Лахтин открыл пекарню, где пекли бублики и баранки. Жительница Москвы, которую местные жители называли бабкой Варварой, построила несколько домов, которые сдавала внаем. Она же держала огороды, где выращивали лук и чеснок на продажу. Строят также дома и открывают мастерские шорник Сергеев, веревочники Федотовы. Иван Григорьевич Клейменов, крестьянин деревни Ново-Михайловское, в версте от железнодорожного вокзала на принадлежащей ему земле открыл кирпичный завод. Боровские купцы Григорий Антонович Девятов и Мария Григорьевна Лукьянова также начинают в пристанционном поселке кирпичное и черепичное производство. Производимые изделия делались на заказ, раскупались приезжающими на станцию, продавались на ярмарках.

Как-то незаметно меняется название станции: сначала в различных документах встречается написание Балобаново, а затем – Балабаново…

Цифры и факты

Грузооборот по железнодорожной станции Болобаново в 1909 – 1912 гг. (в тоннах)

хлебные грузы:
прибытие – 8256, отправление – 62
Мясо:
прибытие – 52, отправление – 269
Масло растительное:
прибытие – 224, отправление – 11
Сахар:
прибытие – 224
Дрова:
отправление – 23 324
Лесные строительные материалы:
прибытие – 1412, отправление – 197
Каменный уголь:
прибытие – 1312
Нефть:
прибытие – 35;
Керосин:
прибытие – 372, отправление – 6
Смазочные масла:
отправление – 1168 и др.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией