Набираю высоту. Поле, лес, деревня неподалёку превращаются в объекты иной реальности. Смотрю на них глазами дрона через FPV-очки.
- Левой стик поднимай. Вот этим пальцем колесико крути - опускай камеру вниз, - руководит Валентин Павлов, начальник группы робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов Специализированной пожарно-спасательной части.
В этот раз журналистам дали возможность попробовать себя в роли внешних пилотов квадрокоптеров МЧС.
Винтокрылые труженики
В багаже у Валентина Павлова два дрона - поменьше и побольше. Первый - легкий Phantom 4Pro, второй более солидный - Inspire 1. Это профессиональные аппараты, которые стоят на вооружении МЧС.- За 5 минут разворачиваем и начинаем работу, - рассказывает Валентин Сергеевич, вытаскивая на свет божий аппаратуру. - С помощью квадрокоптеров мы ведем мониторинг паводковой и пожароопасной обстановки, обследуем места ЧС, ищем пропавших людей.
Группа робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов была создана у нас в области в 2016 году. За это время винтокрылые «птички» совершили порядка двух тысяч вылетов, с их помощь было найдено два десятка потерявшихся граждан.
- А в этом году вам приходилось людей искать?
- Да. Искали троих человек. Всех нашли. Но еще грибной сезон не в разгаре, а он может прибавить нам работы, - ответил Валентин Павлов.И вот над нами жужжит Phantom. На первый взгляд, похож на те дроны, которые запускают любители, на деле - серьезная машина, интеллектуальная. Как и положено профессионалу, видит спутники, «понимает» свое положение в пространстве, держит ноль относительно уровня Мирового океана, привязан к Международной системе координат и т.д.
- Он может производить работы в лесу, - продолжает Валентин Сергеевич. - Phantom оснащен системой парктроников - за 2 метра до препятствия останавливается. Если это ствол дерева или столб, облетит в автоматическом режиме, если стена или человек - остановится.
Работать «птичка» может на высоте до 500 метров (с большей уже плохо видно объекты), дальность полета 8 километров.
- Если я уйду, он сам прилетит к пульту, - говорит наш пилот, когда дрон практически садится ему на руку. - При скорости 72 километра в час он способен в режиме онлайн обследовать очень большую территорию, записывать видео высокого качества.
Тепло. Еще теплее…
Картинка на планшете совсем другая. На ровном фоне выделяются красные точки. Оказывается, это мы и наша машина. Так нас видит камера тепловизора, установленная на квадрокоптере Inspire 1. Именно его чаще используют для поиска людей. Способен нести груз до 2 килограммов - не только тепловизор, но и аптечку или пищу.- Кто хочет попробовать управлять?
- Снимаю шляпу, небо! - выдыхает наш коллега Сергей.
- Цветовую гамму можно регулировать. Над лесом удобнее черно-белый формат - видны деревья. Этот беспилотник системой парктроников не оснащен. Его надо вести аккуратно. Зато им могут управлять два пилота: один непосредственно полетом, другой - камерой.
Было в практике подразделения, когда запускали два аппарата параллельно, но, чтобы избежать столкновения, работали они на разных высотах. Максимальное количество квадрокоптеров - шесть - сотрудники МЧС поднимали в небо нашей области пару лет назад на учениях в Обнинске.
- Какой крайний полет у вас был?
- Мы производили съемку ортофотопланов. В области есть 48 населенных пунктов, которые находятся в лесу или граничат с ним. Они первыми пострадают в случае природных пожаров. Снятый нами материал обрабатывает специальная программа. С учетом направления и скорости ветра, площади горения, температуры воздуха и т.д. рассчитываются силы и средства для борьбы с огнем, эвакуация населения.Внешних пилотов в группе трое. Все они прошли курс обучения. На самом деле работа с беспилотниками - это не только умение ловко управляться с пультом. Дроны относятся к гражданской авиации и подчиняются всем положенным правилам воздухоплавания.
- Только с виду игрушки, - подтвердил Валентин Павлов. - Это средство повышенной опасности. Ресурс у любого квадрокоптера - года два. Если произойдет неконтролируемый полет, он может куда-то врезаться. Поэтому наша ответственность перед третьими лицами застрахована. Мы получаем разрешение на полеты в Московском зональном центре организации воздушного движения. Если наши квадрокоптеры производят осмотр зоны ЧС или ведут поиск людей, большая авиация будет облетать этот квадрат.
Фото Георгия ОРЛОВА.