Положи трубку: водителям не дадут уснуть или отвлечься

Евгений БАГДАСАРОВ, «Известия»
29.11.2019 12:00
Искусственный интеллект будет бороться с использованием смартфонов за рулём.

    Российские компании разрабатывают специальные системы, которые не только контролируют усталость водителя, но и следят за тем, чтобы он не отвлекался от дороги. Между тем использование телефона за рулем — одна из основных причин смертельных ДТП в России, считают в ООН. Смогут ли высокие технологии снизить аварийность, вызванную другими высокими технологиями, разбирались «Известия».

   Как насчёт кофе?

    Современный автомобиль, как правило, оснащен системой контроля усталости — она анализирует, как водитель воздействует на руль и педали. Если электроника заметит признаки утомления — например, постоянные подруливания, то высветит на приборной панели изображение чашки с кофе и подаст звуковой сигнал.

    — В ряде моделей Jaguar Land Rover в подголовник устанавливают датчик, который оценивает электроэнцефалограмму головного мозга и таким образом определяет физическое состояние водителя. В автомобилях Lexus встроенная камера оценивает направление взгляда, частоту моргания, зевание. Если водитель относительно долго не смотрит на дорогу, поменял свое привычное положение за рулем, система подаст звуковой сигнал, — рассказал «Известиям» директор по когнитивным системам НПП ИТЭЛМА Владимир Евсигнеев.

    Предупреждения носят рекомендательный характер — система контроля не может запретить водителю ехать дальше и точно не отследит, если он отвлечется на смартфон.

   Смертельная усталость

    В России наказание за пользование смартфоном во время движения оценили в 1,5 тыс. рублей, но сейчас такой штраф может выписать только инспектор. Теоретически дорожные камеры могут фиксировать разговор по телефону, использование мессенджеров и соцсетей за рулем, однако проверка так пока и не стартовала.

    Точной статистики аварий, по причине усталости водителя или из-за того, что он отвлекся на телефон, не существует. В то же время доктор технических наук, профессор МАДИ Михаил Якимов констатирует: если ДТП произошло в результате усталости и снижения внимательности водителя, то, по статистике, это ДТП с пострадавшими, а порой ДТП чаще всего с тяжкими последствиями и большим количеством пострадавших.

    В мае 2019 года на совещании по вопросам технологий в области искусственного интеллекта представители «Яндекса» продемонстрировали Владимиру Путину устройство для анализа степени усталости водителей Yandex Signal Q1.

   Безопасное вождение для всех

     Системы слежения за состоянием водителя эффективнее тахографов, которыми с 1 ноября должны оснащаться все автобусы и грузовики полной массой свыше 3,5 т.

    — Тахограф отслеживает время движения транспорта, а не состояние водителя, он не может предупредить водителя или центр мониторинга о том, что надо сделать перерыв или остановку для отдыха, — расказал «Известиям» Павел Растопшин, управляющий директор ГК «Цифра», разработчика системы мониторинга для большегрузных самосвалов и карьерной техники.

    Минтранс хочет законодательно установить время управления транспортным средством и отдыха. Например, ограничить вождение грузовика массой 3,5 т или автобуса девятью часами в сутки. Причем каждые 4,5 часа необходимо будет делать 45-минутный перерыв. Суммарное время нахождения за рулем в течение недели не должно превышать 56 часов.

    Разработчики камер, мониторящих состояние водителя, считают, что такие устройства вполне могут быть популярны и у автолюбителей. По словам начальника управления по развитию гражданской продукции НПО «Импульс» Алексея Новикова, стоимость устройства «Антисон» составит около 5 тыс. рублей.

    Дело в том, что система контроля усталости не всегда есть в базовом оснащении премиальных моделей. Что уж говорить о сегменте недорогих автомобилей, на которые в России приходятся основные продажи.

Yandex Signal Q1.jpg
    Искусственный интеллект и нейрокепка

    Yandex Signal Q1 — инфракрасная камера, работающая на основе технологий искусственного интеллекта компании VisionLabs. Она постоянно считывает 68 ключевых точек на лице человека. На основе их анализа система делает вывод, что водитель устал или отвлекся, и при необходимости подает звуковой сигнал.

    — Наша цель — помочь водителям быть более сконцентрированными на дороге, не отвлекаться, а вовсе не штрафовать. Система подает звуковой сигнал, чтобы помочь водителю. Наша практика показывает, что абсолютное большинство людей положительно реагируют на подобную помощь. Проведу параллель с другой технологией, по которой уже есть обширная статистика, — по удаленному мониторингу скорости, где в случае превышения мы также отправляем водителю предупреждение. 92% водителей прекращают превышения уже после первых предупреждений, что говорит о том, что модель помощи воспринимается ими позитивно, — рассказала «Известиям» пресс-секретарь «Яндекса» Наталья Рожкова.

    НПО «Импульс», входящее в госкорпорацию «Ростех», разработало свой вариант устройства, следящего за состоянием водителя. Видеосистема «Антисон» также считывает мимику водителя, фиксирует повороты головы и движение глаз и подает предупреждающие сигналы. Но как раз она связана с диспетчером, который может при необходимости снять водителя с рейса или вызвать ему медицинскую помощь.

    Система НПП «ИТЭЛМА» собирает всю информацию о поведении водителя на серверах, что позволяет в дальнейшем производить оценку соблюдения регламента работы.

    Еще один российский проект, развиваемый в рамках Национальной технологической инициативы «Нейронет», — специальная нейрокепка, способная фиксировать утомление, потерю концентрации, а также следить за мышечной активностью водителя. В рамках пилотного проекта в Новгородской области нейрокепками для водителей уже оснастили шесть школьных автобусов. Устройства «Антисон» планируют установить в столичном наземном транспорте, а к концу года первые машины, выполняющие заказы «Яндекс.Такси», получат камеры Yandex Signal Q1. 

Материал предоставлен iz.ru.
Фото: Iphones.ru и tadviser.ru.

Поделиться публикацией