Оксана Константиновна подтвердила, что на сегодняшний день большую долю обращений, поступающих в управление от потребителей, составляют случаи споров при покупке сотового телефона. Поэтому она с удовольствием разъяснит нашим читателям, как правильно действовать при возникновении таких ситуаций.
– Будем выяснять все наши права пошагово. Можно ли обменять или возвратить сотовый телефон, если хочется поменять на другую модель или на другой цвет корпуса?
– Сотовый телефон надлежащего качества не подлежит обмену. Поэтому вернуть его в магазин можно только при наличии в нём недостатков (в течение 15 дней со дня покупки любое требование, позже только ремонт).– А если покупатель обнаружил брак?
В этом случае потребитель по своему выбору вправе потребовать:- замены на товар этой же марки или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчётом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар. По общему правилу, данные требования можно предъявить, если недостаток обнаружен в течение гарантийного срока.
– Кто проводит проверку качества товара и за чей счёт?
– В случае обнаружения потребителем в товаре недостатков в течение гарантийного срока закон обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества, провести проверку качества, а в случае необходимости – экспертизу товара за свой счёт. Проверку качества товара проводит продавец или уполномоченная продавцом организация (как правило, сервисный центр). Результатом проверки является акт. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация, импортёр) обязан провести экспертизу товара за свой счёт (в период гарантийного срока).Таким образом, экспертиза проводится специалистами, не заинтересованными в результатах рассмотрения дела. Поэтому сервисный центр не может проводить экспертизу, так как он уполномочен заводом-изготовителем на ремонт телефонов, а это значит, что он заинтересованное лицо. Результатом экспертного исследования является экспертное заключение.
– В течение какого срока продавец обязан устранить недостатки или заменить аппарат?
– Если для замены товара требуется более 7 дней (статья 21-я Закона), а также на период гарантийного ремонта товара (статья 20-я Закона) по требованию потребителя продавец обязан в трёхдневный срок безвозмездно во временное пользование предоставить ему товар, обладающий такими же основными потребительскими свойствами.На практике продавец не всегда удовлетворяет требование потребителя. Напомните ему, что в случае непредоставления замены вы имеете право в соответствии со статьей 23-й Закона требовать с него пени в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки.
– Важный вопрос для тех, кто только собирается отправиться в магазин за покупкой: на что необходимо обратить внимание при выборе качественного сотового телефона?
– Продавец согласно статье 10-й Закона обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Так, согласно Правилам продаж, утвержденным постановлением правительства от 31 декабря 2020 года, образцы технически сложных товаров бытового назначения, предлагаемых для продажи, должны быть размещены в торговом помещении и сопровождаться краткими аннотациями, содержащими основные технические характеристики.Но сам потребитель вправе ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, чтобы ни говорил продавец. Если вам нужна конкретная функция в телефоне, ищите ее в инструкции, а не доверяйте продавцам. Продавец, осуществляющий продажу технически сложных товаров бытового назначения, по требованию потребителя проверяет в его присутствии комплектность товара, наличие относящихся к нему технических и (или) эксплуатационных документов, правильность цены.
Требуйте при покупке товара кассовый чек, электронный или иной документ, подтверждающий оплату товара, либо товарный чек, в котором указываются наименование товара, артикул и (или) модель, наименование продавца, дата продажи и цена товара, и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.