Почти ровесники

Игорь ФАДЕЕВ
26.04.2019 13:48
Калужский турбинный завод начал свою славную биографию спустя всего два года после образования нашей области.

    Строительство этого градообразующего предприятия началось ещё в самом начале сороковых, в феврале 1941 года был заложен фундамент под основной корпус, но планам Совнаркома помешала война. Но сразу после окончания войны Совет Народных Комиссаров СССР вновь поднимает вопрос о строительстве в стране четырёх заводов паровых турбин, в том числе и в Калуге.

   Отложенная ударная стройка

    В августе 1945 года Совнарком СССР принял постановление о возобновлении строительства завода паровых турбин в Калуге. В этом же постановлении первым директором ещё не созданного предприятия назначался Наум Львович Альтговзен, которому предстоит не только строить, но и возглавлять «турбинку» по 1950 год включительно и организовать на заводе выпуск первой продукции.

    Официальной датой основания завода считается 9 июля 1946 года. Завод в это время, конечно, ещё строился, но уже началось формирование его инженерных и рабочих кадров, которые и подбирал первый директор Альтговзен. На заводе тогда работало 37 человек. В июле того же 1946 года народный комиссар тяжелого машиностроения Николай Казаков утвердил штат конструкторского отдела КТЗ в количестве 43 человек с фондом заработной платы 38 600 рублей. Начальником конструкторского отдела был назначен Николай Молошный. Из этого подразделения впоследствии выросло Специальное конструкторское бюро (СКБ).

    Сейчас сложно даже представить, сколько и какие важнейшие вопросы приходилось решать тогдашнему директору строящегося завода Науму Альтговзену, который не имел права на ошибку. 

   Комсомольцы-добровольцы и зеки

    С самого начала Калужский завод паровых турбин был объявлен ударной комсомольской стройкой. Генеральным подрядчиком строительства стал трест «Союзпроммеханизация». Именно на эту стройку в 1947 году приехал будущий выдающийся писатель и режиссёр Василий Шукшин, который трудился в Калуге восемь месяцев и встретил здесь своё совершеннолетие. Завод и необходимая ему ТЭЦ строились на окраине Калуги, на месте бывшего кирпичного завода и карьеров, где вырабатывалась глина. На площадке было множество кустарников и водоемов. Поэтому, по воспоминаниям Шукшина, строительство шло очень тяжело. Не хватало техники и материалов. Кроме того, близко расположенные грунтовые воды усложняли подготовку площадок и возведение фундаментов.  Трудились на этой стройке не только комсомольцы-добровольцы. Большинство строителей составляли зеки, присланные сюда из различных исправительно-трудовых лагерей СССР.

    Молодой такелажник треста «Союзпроммеханизация» Василий Шукшин принимал участие в возведении корпуса турбомеханизмов (впоследствии цех № 20). Этот корпус был введён в эксплуатацию в 1949 году, а в феврале 1950 года он уже выдал первую продукцию – десять турбовентиляторов для судостроительной промышленности. Несколькими месяцами позже на заводе была собрана первая турбина ОР-300-1, причём важно отметить, что разрабатывала её собственная команда конструкторов во главе с Николаем Молошным.

   Завод-созидатель

    Когда мы говорим о Калужском турбинном заводе, то подразумеваем его гигантскую созидательную работу по развитию Калуги. Не случайно «турбинку» по праву называют градообразующим предприятием. А началась эта созидательная работа ещё в конце сороковых, когда завод для нужд своего растущего коллектива построил несколько первых двухэтажных домов общежитейного типа: с общим коридором, кухней, туалетом. Но по тем временам даже такое жильё в Калуге считалось роскошью. Это уже потом КТЗ одним из первых среди калужских предприятий перейдёт к комплексной застройке собственных микрорайонов с обязательным возведением объектов соцкультбыта (школы, детские сады, учреждения здравоохранения)… А начинался этот почин с невзрачных теперь, но так много значивших тогда двухэтажек. В послевоенной Калуге именно «турбинка» была первым предприятием, начавшим жилищное строительство.

    Завод в 40-е годы создавался в едином народном порыве, на энтузиазме трудящихся. Поэтому «турбинка» изначально позиционировала себя как предприятие ударного труда. Не случайно именно здесь в 1974 году впервые в СССР был разработан и успешно внедрён метод работы по бригадному подряду, который в дальнейшем перекочевал на ВАЗ, КамАЗ, Уралмаш и многие другие предприятия, определяющие экономику страны. Калужскому турбинному заводу одному из первых в регионе было присвоено высокое почётное звание «Предприятие трудовой славы Калужской области». Завод почти 75 лет неразрывно связан почти с нашей областью, является частью её большой истории и визитной карточкой экономики региона.

    ОАО «Калужский турбинный завод» входит в состав концерна «Силовые машины» и является одним из крупнейших в России производителей оборудования для энергетики. В производственной программе КТЗ - паровые турбины для привода электрических генераторов, приводные паровые турбины, турбогенераторы блочные, паровые геотермальные турбины и энергоблоки. За всю историю на КТЗ было спроектировано и выпущено более трёх тысяч единиц энергетического оборудования. Суммарная мощность энергетических установок, поставленных в Россию и 42 страны дальнего и ближнего зарубежья, составляет более 20 ГВт.


Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА
и из архива завода.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика