Настал праздник Пасхи Христовой. Немолчно ликует всякий чин ангельский, торжествует с ними в вышних и Церковь святых. Преисполняясь этой надмирной радостью, от всего сердца приветствую вас апостольской благой вестью —
Христос Воскресе!
Ни зависть осудившей Христа иудейской элиты, ни лжесвидетельство подкупленных стражей Гроба Господня, ни жестокие гонения всевластного Рима — ничто не в силах сдержать победного шествия от сердца к сердцу «даже до края земли» (Деян. 1, 8) простых слов —Христос Воскресе!
И сегодня мы вновь воодушевленно вторим этому неложному свидетельству учеников Христовых, донесенному до нас сонмом святых всех эпох христианской эры, —Христос Воскресе!
Праздник Пасхи Господней окрыляет благодатью всех, кто приобщается его радости, насколько только может вместить очищенное от греха сердце человека. Христос по-отечески приемлет пришедших к Нему путем блудного сына христиан, весь пост старавшихся приблизиться к Нему через покаяние. Щедр Господь на милости и к томившимся в ожидании работникам одиннадцатого часа, уделившим постовому труду крохи своего усердия. У всех празднующих сегодня общее утешение — здесь и сейчас мы можем прославлять воскресшего Христа!Современный мир, самонадеянно тщась обрести счастье вне Бога, пытается найти замену дарам Воскресения Христова. Выказывая безучастие к жизни вечной, мир активно исследует и проводит опыты по генной модификации человека в стремлении сделать его бессмертным биологически. Мир высмеивает веру в иное бытие, в существование области духовных сущностей и причастности ей человека. Но при этом он с большим коммерческим успехом порождает виртуальную реальность интернета, социальных сетей, электронных игр.
Мир оставляет ежедневную молитву и не может обойтись без ее суррогата — новостного контента, который приковывает ум и сердце к пустым волнениям и заботам о многом, отвлекая от самого необходимого для человеческой души занятия — внимать Слову Божию. Мир восстает против подвига воздержания ради соединения с Христом, но возлагает на людей «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Мф. 23, 4) всевозможных диет ради обретения эффектной внешности. Мир отвергает евангельское чудо и при этом пропагандирует симпатическую магию, строит свою жизнь по суевериям и предсказаниям астрологов.
Но при всех своих стараниях отвернувшийся от Христа мир вместо благодати богообщения вкушает горечь разочарования. Ибо никогда и ничем не удастся подменить пасхальной радости — этого живого свидетельства апостольского преемства в Церкви. Преподобный Иустин Попович назвал святых апостолов совестью Церкви, ее строителями и благовестниками: «Все их деяния — по всему и во всем богочеловеческие, все они от Господа Иисуса Христа». Через них дана Церкви власть вязать и решить (см. Мф. 18, 18) в таинстве Исповеди и действенная молитва, вершина которой — Божественная литургия.
Дабы лишить людей благодатного действия этих главных церковных таинств, современный мир использует любые ухищрения. Это и перекраивание церковных установлений в угоду политическим интересам, когда сомнительное по каноническим нормам собрание признается апостольской евхаристической общиной. Это и распространение соблазнительных практик коллективной молитвы вне литургической жизни Церкви, когда главным критерием действенности выступает массовость, привлечение наибольшего числа людей по принципу сетевого маркетинга.
Нельзя приравнивать молитву по соглашению к Божественной литургии, как и признавать достаточным для очищения от греха суд в своей душе пред Богом. Преображающее действие церковных таинств берет свою силу от победы над грехом распятого на Кресте и воскресшего Христа Спасителя. Этой силой Господь вывел из ада томившихся в Его ожидании праведников. Этой силой при совершении Божественной литургии достигается цель человеческой жизни — евхаристическое единение со Христом.
Постараемся же, по слову апостола, быть благочестивыми без ропота (ср. 1 Тим. 6, 6) и не только в эти дни Пасхи Господней по возможности чаще прибегать к величайшим таинствам Церкви — Исповеди и Святой Евхаристии. Можно и нужно не только постом оберегать себя от порока, чистым сердцем приобщаясь святыни Христовых Тайн (ср. 1 Фесе. 5, 23). Будем начинать с молитвы в храме каждый воскресный день, да исполнится он для нас и наших близких пасхальной радостью:
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!