Операция «Девальвация»

Владимир ЗИНОВЬЕВ,читатель.
22.02.2019 10:31
Что принесли в школу «агенты перемен»?

    С большим интересом прочитал в «КГВ» (№ 8 за 15 февраля) статью Михаила Бондарева «Не включайте тормоз!». На мой взгляд, поднятая в материале проблема профессиональной компетенции учителей сегодня крайне актуальна.

   Повод задуматься

    Итоги проведенного Рособрнадзором всероссийского исследования профессионального уровня педагогов (в нем принимали участие и калужские учителя) действительно заставляют крепко задуматься. Уверен, что для многих стало полной неожиданностью, что половина от принявших участие в исследовании учителей математики не смогли решить заданий, которые предлагаются ученикам. Не на высоте оказались и историки, некоторые из них не знают хронологию и картографический материал, и преподаватели основ духовно-нравственной культуры народов России.

    Почему подобная ситуация стала возможной? В статье это объясняется тем, что у многих учителей с годами прекращается творческий рост и профессиональное развитие. Что же касается молодых учителей, то они часто оказываются не готовы к тому, что полученные ими в вузе теоретические знания не соответствуют суровой реальности.

    Не подвергая сомнению мнение специалистов, я бы взял на себя смелость обозначить еще одну возможную причину снижения профессионального уровня учителей – это девальвация профессии педагога.

   Пять недель – и ты учитель!

    Поясню, о чем идет речь. В настоящей момент никого почему-то не удивляет, что в некоторых наших школах преподавателями работают люди, не имеющие педагогического образования. Подобный нонсенс стал возможным благодаря реализации в ряде регионов страны (в том числе и Калужской области) проекта «Учитель для России».

    О нем много писалось и говорилось несколько лет назад. К этой теме в прошлом году обращались и «Калужские губернские ведомости». Данный проект заявлялся как инновационный и был направлен на сокращение дефицита педагогических кадров в школах. Согласно ему молодые люди, не имеющие педагогического образования, после недолгой подготовки (пять недель) направляются на работу в учебные заведения.

    Программа разработана при экспертной поддержке международной организации Teach For All и международной компании The Boston Consulting Group. На официальном сайте проекта «Учитель для России» сказано, что они ищут тех, «кто сможет стать «агентом перемен» в сфере образования». И судя по тому, что программа активно развивается и планирует экспансию в новые регионы, недостатка в «агентах перемен» она не испытывает.

   Инновации - это хорошо, но...

    В принципе это и понятно. Зачем учиться долгих пять лет педагогическому мастерству в вузе? Гораздо заманчивее «овладеть» секретами профессии за месяц с небольшим, и двери школы перед тобой широко распахнутся. Неплохо обстоят дела и в финансовом плане. Ведь помимо стандартной школьной зарплаты новоиспеченные учителя получают стипендию 20 тысяч рублей и компенсацию 15 тысяч рублей при необходимости снимать жилье. Отмечу, что в школе они обязаны проработать не менее двух лет. Инновации, безусловно, вещь хорошая. Но, на мой взгляд, в такой важнейшей для общества и государства сфере, как образование, к любым подобным новациям следует подходить крайне осторожно.

    Отечественная система образования за последние десятилетия буквально замучена бесконечными реформами и преобразованиями, эффективность которых, прямо скажем, весьма спорна. Я не могу понять, как людей, не имеющих профессионального образования, допускают к преподаванию таких важнейших предметов, как русский язык и литература, математика, история, иностранные языки. В состоянии ли они дать качественные знания ученикам? Мне также очень любопытно было бы узнать, принимали ли педагоги, подготовленные по программе «Учитель для России», участие в сдаче тестов для исследований Рособрнадзора? Если да, то тогда провальные результаты по математике и истории уже не выглядят сенсационными.

   Мульмулизация

    Слова этой песенки, которую дети разучивали на уроках музыки в одной из калужских школ, переслал мне один знакомый родитель.

Я вышел прогуляться,
Но
У входа в магазин
Мне встретился
Мульмуля
И
Доверчиво спросил:
- Сниддл-ти и сниддл-ту,
Ники-наки-э,
Тили-пули-уруру,
Дики-даки-де?
Я ничего не понял,
Но,
Чтоб не попасть
впросак,
Я стал на четвереньки
И
Ему ответил так:
- Куиддл-иддл-иддл,
Гуав-гав-гав, ку-ку!
Биддл-иддл, твяк, твяк!
Гика-мика-у.

    Ну и дальше в том же духе. Мульмулю эту, как сообщает Яндекс, написал ирландец Спайк Миллиган.

    Я, как водится, попытался сначала поискать хоть какое-то оправдание для учителя, рискнувшего заняться с детьми на уроке такими словесными экзерсисами. Вспомнил даже нашего Даниила Хармса: «Жил на свете старичок маленького роста». Там тоже «ха-ха-ха да хе-хе-хе, хи-хи-хи да бух-бух!». Нет, Хармс, конечно, был «с чудиной», но все же, видимо, не в такой степени, как его ирландский коллега.

    Кто-то, конечно, скажет: «А чо, прикольненько!» На первый взгляд действительно забавно. Но вот мой знакомый папаша, рассказывая этот школьный эпизод, кипел праведным гневом. И ни столько потому, что «сниддл-ти и сниддл-ту», по его мнению (которое я, кстати, всецело разделяю), не самым благотворным образом влияют на неокрепшие детские мозги. А прежде всего потому, что «Мульмуля» и иже с ним преобладают на уроках музыки в данной школе над песнями, например, о Родине. Вполне допускаю. Лет десять назад в школе, где учился мой сын, была традиция отмечать Масленицу. Вроде бы замечательно. Настораживало только то, что Масленицу отмечали как-то уж о-о-очень широко, а День Победы - как-то узко, обыденно, без должной помпы...

    Интересно, как вообще такой сомнительный контент мог появиться в учебном процессе? Это креатив конкретного учителя? Тогда возникают вопросы к руководству школы, которое либо считает, что так и должно быть, либо не владеет ситуацией. Если первый вариант - «Мульмулю» дети разучивают с одобрения школьного начальства, то вопрос следует переадресовать органам управления образованием города и региона: действительно ли они управляют процессом? А уж если «Мульмуля» как часть школьной программы одобрен на самом высоком - федеральном - уровне, остается только развести руками и констатировать, что в нашем «датском королевстве» по-прежнему неладно.

Георгий ГОЛОВКИН, калужанин.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией