Сообщение о новых требованиях, которые будут предъявляться к форме, многие восприняли настороженно. Вновь вспыхнули споры о ее необходимости и прозвучали опасения, что всех детей оденут «под копирку». Какие же требования выдвинет новый документ и кого они коснутся?
Коричневый с чёрным
Нынешние школьницы, стремящиеся прийти на последний звонок в форме советских времен, вряд ли согласились бы носить ее постоянно. Почему? Потому что в будние дни коричневая форма дополнялась черным фартуком – трудно представить более депрессивное цветовое сочетание. Потому что еженедельно требовалось отпороть воротнички и манжеты и, постирав, пришить обратно. Потому что шерстяная ткань, из которой это самое платье было сшито, отвратительно гладилась. Потому что в сентябре и мае в нем было жарко. И если мальчики могли прийти только в рубашке и брюках, то девочек выручала разве что пионерская форма – но это уже в среднем звене и если не возражала администрация школы.
Так что прощальный вальс в платьицах с белым фартучком сегодня не более чем дань моде – этакий винтаж, примета советских фильмов о школе.
Однако 90-е годы прошлого века ярко продемонстрировали, что и совсем без формы нельзя. Откровенные блузки и растянутые «треники» никак не способствуют ни дисциплине, ни статусу учебного заведения. К началу 2000-х форма стала возвращаться – к счастью, в новом формате.
Сегодня одни школы ограничиваются в уставе понятием «деловой стиль одежды», другие обозначают еще и цвет: серый, синий, черный и даже бордовый. Девочки, ограниченные раньше лишь платьями, теперь могут выбирать форменные сарафаны, юбки и даже брюки, о которых советские школьницы даже мечтать не могли.
Правда, качество школьной одежды стало стремительно падать.
Сегодня законодательством даже не предусмотрено такое понятие, как школьная форма. В продаже присутствует «одежда для детей школьного возраста», которая по своим характеристикам соответствует вещам «для эпизодической носки». Однако в школе дети проводят по нескольку часов – значит, форма должна соответствовать более высоким требованиям.
Очевидно, это и послужило причиной создания новых требований к школьной одежде. «Школьная форма должна быть удобной, эстетичной, соответствовать погодным условиям местности, где происходит учебный процесс», – говорится в пояснении.
Под знаком качества
Любой вдумчивый родитель наверняка знает основные правила, касающиеся детской одежды: чем натуральнее, тем лучше. Возможно, не каждому знаком термин «гигроскопичность», однако взрослый человек в состоянии понять, что в синтетической одежде кожа не дышит. Синтетика не поглощает водяные пары, плохо пропускает воздух, в ней душно и некомфортно. А значит, для длительной носки одежда с большим содержанием синтетики не подходит.
Гигроскопичность и воздухопроницаемость стали основными критериями оценки одежды, которую изготовители смогут маркировать как школьную форму. Причем критерии эти касаются не только верха изделий, но и подкладки – только при таком условии можно убрать «эффект скафандра». Эти же показатели определяют уровень аллергенности ткани.
Также в стандарте прописаны ее качественные характеристики: прочность, стойкость к истираемости, способность образовывать катышки, изменять размеры после стирки… Такие требования будут предъявляться к форме.
А вот единообразия в форме новый ГОСТ не предполагает. Блузка, жилет, пиджак, кардиган, джемпер, свитер, рубашка, платье, брюки и шорты – такой богатый комплект предметов предлагают разработчики.
Предполагается, что новый ГОСТ будет распространяться даже на свитшоты, бомберы и другие элементы современной молодежной одежды.
Согласитесь, звучит очень здорово: создается впечатление, что школьники наконец-то смогут надеть разнообразную, модную и при этом качественную форму. Однако есть одно «но». Все эти требования касаются лишь тех производителей, которые хотят маркировать свою одежду именно как школьную форму. Остальным же ничто не мешает выпускать форменные платья, брюки, блузки и пр. просто как «детскую и подростковую одежду» из любой ткани, хоть из чистой синтетики. И многие родители купят такую одежду – просто потому, что стоить она будет дешевле. И вряд ли школа тут сможет что-то сделать: не в ее компетенции отслеживать траты родителей и качество одежды, в которой ходят ученики.
Впрочем, есть в требованиях и некоторые моменты, отслеживать которые будет школьная администрация. Согласно документу школьная форма должна носить светский характер, не может содержать символику асоциальных неформальных молодежных объединений, а также ту, которая пропагандирует противоправное поведение.
Немного истории
● Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году, во время царствования Николая I, который любил строгость и порядок. Согласно «Положению о гражданских мундирах» в форму оделись не только все государственные служащие, но и учащиеся.
● Единой женской формы не было, но с 1886 года в гимназиях Министерства народного просвещения ученицы стали носить коричневые платья с фартуками...
● До революции в Калуге было три женские гимназии: одна государственная (казенная) и две частные, ученицы которых носили форму – платья с черным и белым фартуком. У каждой гимназии цвет платья был свой.
● После революции форма была отменена как пережиток буржуазного прошлого.
● В 1949 г. с принятием закона о всеобщем семилетнем образовании вернулась и форма: гимнастерка с воротником-стойкой, широким ремнем и фуражкой.
● 1 сентября 1962 года гимнастерку сменил однобортный суконный пиджак.
● В 1973-м на смену пиджакам пришли синие курточки с шевроном. Увы, все эти нововведения касались исключительно формы для мальчиков. Школьницы же почти двести лет ходили в коричневых шерстяных платьях с черными фартуками, по праздникам меняя их на белые.
● Всеобщий для страны школьный дресс-код отменили в 1992 году.
Фото автора и из архива школы №10 г. Калуги.