Одним - каникулы, другим - зубрёжка?

Ольга СМЫКОВА
08.02.2019 12:07
Изменились ли объёмы домашнего задания в калужских школах?

    14 декабря прошлого года, аккурат перед новогодними каникулами, в «Калужских губернских ведомостях» вышел материал «Кому нужны муки до полуночи?», в котором родители и ученики школ рассказывали о том, как сегодня в школах обстоят дела с домашним заданием. По их словам, выходило, что в некоторых школах ситуация порой доходит до абсурда. По каждому предмету объем «домашки» такой, что дети часами сидят за уроками. А творческие задания и проекты задают уже по физкультуре и технологии. Публикация вызвала широкий резонанс. В итоге министр науки и образования региона Александр Аникеев дал распоряжение директорам школ разобраться в ситуации, подтвердив, что согласно существующим нормам школьник должен тратить на выполнение домашнего задания не более 1,5 часа.

   По следам публикации

    И вот спустя месяц после начала второго учебного полугодия мы провели опрос среди наших читателей, в результате которого стало понятно, что рекомендациям министра поспешили следовать далеко не все школы области. В большинстве из них педагоги как загружали ребят по полной, так и загружают. Не оставили без «домашки» учеников и на зимние каникулы.

Елена А., мама учащегося 6-го класса, школа № 18 г. Калуги:
- На зимние каникулы нам задавали только историю и обществознание. Это прогресс, мы даже обрадовались. Но с началом третьей четверти поняли, что ничего не поменялось. Мы с сыном часами делаем уроки, и это при том что ребенок - отличник. Что же говорить о более слабых учениках. Не понаслышке знаю, что у некоторых ребят выполнение «домашки» затягивается порой за полночь.

Оксана Г., мама первоклассника, школа № 21 г. Калуги:
- Сын учится в первом классе и уже в первой четверти нам задали написать доклад по окружающему миру на 3-4 альбомных листа. Написать! Первокласснику! Когда многие из них даже читать еще не умеют. Сдать его нужно было в начале третьей четверти. В итоге с докладом мы провозились все зимние каникулы. Да и с остальными уроками сидим подолгу. И это несмотря на то что сын пошел в школу подготовленный.

Игорь Александрович, педагог, Кировский район:
- На самом деле многое и от учеников зависит, некоторые хорошо воспринимают информацию, некоторые хуже. Кто-то понимает, что ему нужно учиться, и выполняет все досконально, а кто-то учится спустя рукава. От этого кто-то долго сидит за учебниками, а кто-то полчаса. Так же и с учителями. Знаю коллег, которые к старшеклассникам относятся как к студентам, надиктовывают конспекты, а все остальное делай дома сам. Потому что, увы, сейчас нет строгого регламента, все на усмотрение руководителя образовательного учреждения.

   Передовой пример

    На этом фоне приятным исключением стали сообщения родителей и учеников средней школы № 45 г. Калуги.

Татьяна М., мама шестиклассницы:
- Мы почувствовали на себе, что задавать стали меньше. Если раньше, бывало, дочка сидела за уроками часа три, а то и больше, частенько ждала, когда я приду домой и помогу ей с рефератами, с математикой, потому что у самой уже просто не было сил, нужна была «помощь зала», то сейчас я прихожу с работы, а у нее уже все уроки готовы. На каникулы так вообще ничего не было задано. При этом оценки стали лучше.
О том, как удалось организовать работу подобным образом, как это принял педколлектив и сказалось ли это на качестве знаний учащихся, мы попросили рассказать директора МБОУ СОШ № 45 Антона Ковалёва:

 – Действительно, проблема перегрузок в школе в плане выполнения домашнего задания в условиях современного учебного процесса существует. В нашей школе она решалась по-разному. Я сам папа троих детей и знаю, насколько для них важно не только учиться, но и отдыхать.

    Что касается моей позиции как директора школы, то могу сказать, что образовательная программа сегодня сложная. Она усложняется учебниками, современными требованиями федерального государственного образовательного стандарта к процессу обучения и усвоению знаний. Все это предполагает выделение большого количества времени на изучение материала как в школе, так и вне ее. И зачастую это сокращает время отдыха отдельно взятого ученика. Поэтому в нашей школе мы с коллегами изучили всю нормативную базу федерального и областного уровня, нормы СанПиНа, рекомендательные письма регионального министерства науки и образования, и 24 декабря я издал распоряжение, которое было доведено до всех участников образовательной деятельности, до родителей, детей и в первую очередь до педагогического коллектива. Распоряжением я обязал учителей всех уровней не допускать превышения существующих объемов. В частности, педагогов начальной школы обязал не давать домашнего задания на время каникул в связи с необходимостью обеспечения полноценного отдыха ребенка в каникулярное время, а также не допускать в целом перегрузки обучающихся, особенно в начальной школе.

    И в итоге с нового года мы начали жизнь без объемного выполнения домашнего задания, в том числе во время каникул. Сейчас по прошествии месяца после начала второго полугодия могу сказать, что качество и уровень знаний у ребят не упал. Наоборот, они пришли отдохнувшими и полными сил. Вообще, как учитель, я строго убежден в том, что обучать детей нужно на уроке. Главное, чтобы дети ушли с урока обученными, а домашнее задание — это только закрепление. Не должен ученик дома вместе с семьей доделывать то, что не доделал учитель на уроке. Конечно, моя инициатива не была сразу однозначно воспринята всеми, ведь педагогический коллектив у нас самый большой в области, он насчитывает почти 200 человек. Но, тем не менее, коллеги отнеслись с пониманием к моему требованию, ведь мы действуем в интересах детей.

Важно

Все отчетливее становится понятно, что нынешняя ситуации в среднем образовании, когда все нормативы и регламенты отданы на усмотрение руководителей школ, лицеев и гимназий, - это путь в никуда. Хорошо, если в школе руководитель молодой и прогрессивный, который не боится принимать непопулярные решения, брать ответственность на себя, который радеет за учеников и умеет подобрать педколлектив. В этом случае ученики могут считать, что им повезло, потому что учеба в школе будет не в тягость, времени хватит и на уроки, и на кружки, и на то, чтобы просто на улице побегать. А если руководитель закостенелый (и дело тут даже не в возрасте), не желает ничего менять, учебный процесс отдает на откуп педагогам, «потому что есть методички и этого достаточно», то в результате у ребенка не только все внеурочное время в будние дни, но и в выходные и даже на каникулах уходит на выполнение домашнего задания. И как результат учеба ничего, кроме раздражения как у ученика, так и у родителей, не вызывает. Конечно, нельзя отказываться от домашнего задания абсолютно. Это абсурд, хотя подобные высказывания порой звучат и с высоких трибун. Но, наверное, пришло время министерству просвещения взять образовательный процесс в свои руки. Ввести нормы, регламенты, объемы, строго закрепить ответственность и обязанности за каждым участником процесса. И только в этом случае можно будет надеяться на то, что в системе наступит порядок. Мы же продолжим следить, как меняется ситуация в данном вопросе в нашем регионе, и расскажем вам об этом в последующих публикациях.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией