Новый образ жизни создает радостный образ смерти

Михаил ДЬЯЧЕНКО
09.11.2018 12:27
В последнее время наш быт наполнился новыми праздниками - одни из них, такие, как Рождество, вернулись к нам из исторического забытья. Другие оказались импортированы вместе с новым образом жизни. И вот эти, вторые, вызывают некоторые вопросы: в чем причина их популярности, что они привносят в нашу жизнь и как они изменят нас? Один из таких праздников, не отмеченных в нашем государственном календаре - хэллоуин - и стал предметом данной статьи.

Перед тем, как писать эту статью, я решил  пообщаться с нашими читателями: а что, собственно, празднуют люди, которые празднуют хэллоуин. Правда, оказалось, что среди наших подписчиков в социальных сетях этот праздник мало кто отмечает. Строго говоря, нашелся только один человек, который этот праздник как-то замечает, да и тот привез свою привычку из Америки. Да,  собственно, и этот мой собеседник не мог ответить внятно - что ему в этом празднике?

В это месте должен быть рассказ о том, что этот праздник означал у кельтов, как он окольными путями добирался до Америки и уже там, как это часто бывает в США, стал выгодным коммерческим предприятием. Подобные статьи всегда начинаются с таких вот исторических справок. В моем рассказе ничего подобного не будет - просто потому, что к жителям нашей области древние кельты не имеют ровно никакого отношения. Ну в самом деле, это же не ваша бабушка наряжала вас в костюм доброго привидения Каспера или пирата. А откуда это взялось?

Развлечения вместо культуры

Началось все довольно давно. Где-то в девяностые наши соотечественники узнали, что в земле свободы и на родине смелых есть такое вот явление - хэллоуин. Я очень хорошо помню это время: не проговоренная никем вслух, одна мысль владела всеми  - Россия кончилась и надо привыкать жить в мире, где её больше нет. Надо было учиться жить заново. И мы учились: учились готовить новые блюда, а чаще учились в микроволновках разогревать полуфабрикаты, учились смешивать прежде незнакомые напитки, учились выговаривать названия иностранных компаний (правда никто так и не запомнил, что “ксерокс” это на самом деле “зирокс”, а “Техас” это “Тексэс”, но да ладно).

Тихое, малоприметное предательство своей Родины, с ее уже ненужными традициями, как это обычно и бывает, старались оформить как следование прогрессу. Самые передовые люди, торопливо перебивая друг друга, откровенничали:

- А я еще в семидесятые!..

- Да я еще в конце пятидесятых!..

И взахлеб рассказывали о том, как втихаря, пока никто не видит, предавали, саботировали, вредили. И для этих людей отказаться от всего, что выросло “в этой стране” было делом чести, ну а чтобы красный угол или “красный уголок” не пустовали, заполняли зияющие дыры в бытии импортными святынями, к которым прилагались и соответствующие праздники. В первую очередь - “валентинов день” и хэллоуин. День Матери или День Труда, которые тоже отмечают в США, почему-то не прижились.

Передовые люди воспитали себе смену. Они были не такими передовыми, потому что для предательства поводов уже не осталось. Но они уверенно, по праву наследников, заняли место тутошней аборигенской элиты, старательно копирующей обычаи метрополии. Ну а за элитой потянулся контингент попроще, “жертвы ЕГЭ”, как их обычно называют - люди, не имевшие возможности научиться думать, зато надрессированные на быстрые ответы по заранее подобранным лекалам. Они не рефликсировали, они распространяли. Распространяли главным образом подсмотренные через объектив папарацци ухватки великосветских тусовщиков. Культуру им заменили развлечения, красоту - мода, традициями стало называться все, чему от роду хотя бы два года.

Главным горем в судьбе этих “пришедших после” были запрет хамона и блокировка порнохаба. Эти, уже начавшие седеть, дети “второй волны” словно бы остались вечными воспитанниками детского сада: они не задают вопросов, они радуются утренникам, они не любят ничего, что сложно и долго, они привыкли, чтобы можно было заказать через интернет и чтобы с доставкой на дом.

Они будут праздновать хэллоуин, велесов день, праздник кацетлькоатля - да что угодно, только бы это было стильно, прикольно, весело и типовой сценарий можно было бы содрать в голливудском фильме.

С ними ничего не поделать. Они пишут, что “на валентинов день дарят сердечки, поэтому Петр и Феврония Валентина не победят”. Аксессуары для них важнее содержания. А это значит, что мы проиграли, потому что по всякой бижутерии русская культура американцам действительно, всегда уступала.

Коммерчески выгодная традиция

Этим голосам вторит коммерческая реклама. В наши дни главным из искусств стало искусство прямых продаж. Реально действует только один моральный принцип: кто богаче тот и лучше. А поэтому бизнес отказывается от “химеры совести”, от традиций, от культурного наследия, подчас даже от здравого смысла. Если хорошо продаются коробочки в форме сердечек - он будет их продавать. Если хорошо “заходят” на рынок тыквы, маски чудовищ, синтетическая кровь и пластмассовые глазные яблоки - это обязательно появится на прилавках.

На днях депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров попросил генерального прокурора Юрия Чайку не допускать проведения концертов рэперов в России. Мол-де - не нужно нам этих концертов “до нормализации ситуации в молодежной среде”. У меня по поводу этой новости два вопроса - неужели Юрий Чайка прежде занимался вопросами рэп-массовок, и депутат Петров всерьез верит, что в молодежной среде у нас проблемы из-за негритянских частушек, в которых вполне себе совершеннолетние артисты рассказывают о своих проблемах и о своем понимании мира а не от того, что наши родители обзавелисть традицией наряжать детей в костюмы всякой нечести, эмоционально связывая их тем самым со всякой мертвечиной?

А на поводу у этих родителей идут самые разнообразные взрослые, которым поручено полезно наполнять досуг детей: учителя, библиотечные работники, руководители кружков - воспитанные Голливудом и местной полусветской “элитой” они радостно демонстрируют - смотрите, какой Васечка забаынй в костюме зомбли, смотрите кака Маша милая в ведьминском наряде.

Впрочем, не все, как мне кажется, потеряно. Если со взрослыми уже ничего не поделать, то их детей еще можно изменить. Мне вот приходится время от времени проводить мероприятия среди подростков. Как правило я рассказываю о том, что такое фантастика или о том, что такое счастье (да, эта беседа так и называется - “Счастье человеческое без регистрации и СМС”), но главное, чему я пытаюсь их научить - задавать вопросы. В первую очередь себе. И главный среди этих вопросов “почему я это делаю”. Если мне удастся научить их задавать этот вопрос постоянно, то может быть и расточится этот коммерческий морок - с хэллоуинами, валентиновыми днями и прочей ерундой. Шансов, правда, немного, но они все же есть. Мне, по крайней мере, так кажется.

Кстати, вы тоже можете это делать - начать задавать себе такие вопросы. Это не сложно.

Мнения наших читателей в социальных сетях:

Михаил Б. “У нас никак...Никакой хэлловинщины....Родной хреновухи хватает!”

Наталья Л. “Мне повезло побывать в Америке на Хеллоуин, очень впечатлилась: дома там украшаются так же, как и на рождество, только тематика другая. Привезла набор для вырезания тыквы, иногда устраиваем что-нибудь с детьми, в этом году - нет. Хороший уютный праздник, типа наших колядок.”

Ланина “В Ташкенте некоторые отмечают. В знакомом магазине на днях засекли тематику. Нашей семье чуждо это дело. Мы любим масленицу! А в Узбекистане народ отмечает, т.к. просто модно что-ли. Не зная и не понимая смысла праздника. Залетело сюда это так же, как и в другие города нашей некогда большой страны.”

В газете этот материал опубликован под заголовком "Токсичный праздник"

Важно

Большинство жителей России знают о существовании праздника «Хэллоуин». Согласно опросу, Хэллоуин в России не прижился. Отмечает этот праздник лишь 3% российских граждан. Такие данные представил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2017 году.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией