21 января отмечается Международный день атомного подводного флота. Накануне праздника мы встретились с Виктором Раскостовым, который с 1978 по 1990 год проходил службу на Тихоокеанском флоте на атомных подводных крейсерах стратегического назначения.
Фото из архива Виктора Раскостова.
Тяжело в учении
- Виктор, как вы попали на атомный подводный флот?
- Призвали на Тихоокеанский флот. И уже там предложили пройти обучение в школе мичманов и стать профессиональным военным моряком. Обучение - два года. Подумал и согласился: зарплата, форма, кортик…- На кого вы учились?
- Я был старшиной команды гидроакустиков. В условиях похода, боевого дежурства гидроакустики - глаза и уши подводного корабля.- Чему обучали вас, а вы - матросов?
- Прежде всего - слушать море. Слушали шумы, учились по шумам определять тип корабля, его скорость и направление. Могли определить, что проходит косяк рыб, причем различали, каких именно, слушали китов, других морских животных. Много еще чего.
- На какой лодке вы служили?
- Атомный подводный крейсер стратегического назначения типа «Навага». Чтобы было понятно, представьте себе большой шестиэтажный дом на шесть подъездов, плюс рубка - еще этаж. Вооружение - 16 баллистических ракет с разделяющимися боеголовками. Один их залп может стереть с лица земли большую страну.Мы понимали: в случае наступления времени «Ч» мы успеем выпустить три-четыре ракеты. Потом все.
- Страх был?
- Вы знаете, страха не было. Было желание выполнить боевую задачу. Мы ведь Родину защищали. Да и по молодости служишь и не думаешь о том, что может случиться.Выход в море
- Где находилась ваша база?
- На Тихоокеанском флоте, большего не скажу. Выход на боевое патрулирование: лодка ныряла сразу на большие глубины - и все, мы были в «автономке».Сразу после погружения мы переходили на московское время. На «мостике» капитан, старший помощник, штурман и особист вскрывали конверт, где нам назначался квадрат патрулирования, скажем, 200 на 200 морских миль. Штурман прокладывал маршрут в зону патрулирования - условно где-нибудь в районе Гавайских островов. Тогда же получали коды пуска ракет - там уже было запланировано, как и куда должна полететь каждая.
Когда уходили от базы - как говорят, «шхерились», чтобы нельзя было определить, в какой район идет корабль. Естественно, мы шли к квадрату патрулирования не прямо, а зигзагами, петляли, можно сказать. Полное радиомолчание: перемещение подлодок пытаются отследить спутники из космоса. К тому же весь Тихий океан прослушивается по дну - там кабель. Чтобы тебя не засекли, нужно подкрадываться, прятаться…
- Связь была?
- Как только погружались, у нас оставался односторонний канал связи с Москвой: от них к нам через спутник. Если бы лодка на второй-третий день затонула, ее бы на базе стали искать только суток через 80-90, когда она должна возвращаться из похода.- Вы это знали?
- Да.- Какие-то неприятности были?
- Однажды. Лодка носом влетела во что-то твердое, да так, что даже у меня половина оборудования вышла из строя. Чудом не произошло катастрофы.- Вернулись обратно?
- Нет, следовали своим курсом: боевое дежурство. Когда вернулись на базу и всплыли, только тогда увидели: у нас на носу четыре с половиной тонны морской скалы - в нее вписались. Штурман где-то просчитался.- А, что, эхолот или какой-то другой прибор не помог?
- Петр, какой эхолот? От лодки во время боевого дежурства не исходит никаких сигналов! Только слушаем. Главная задача гидроакустиков - услышать любой посторонний шум. Но скалу-то услышать невозможно!Боевое патрулирование
- Это просто: как только пришли в заданный квадрат, ходим по нему тихо.- А если услышали шумы чужой лодки или корабля - на грунт?
- Ну какой грунт? Мы на заданной глубине, грунт - на пять километров ниже. Это в кино - «на грунт»…
- Ну, хоть двигатели заглушить, замереть?
- Это тоже из кино. АПЛ как акула - не может не двигаться в океане. Вы же знаете, акула - самый совершенный подводный хищник уже более 300 миллионов лет и единственная рыба, которая, если не будет двигаться, утонет.- Чего боялись?
- Ничего. Некогда бояться. Распорядок на корабле расписан по минутам. Одни на вахте, другие отдыхают, у третьих - занятия.- И все-таки: страх пустоты, огромной чуждой человеку среды вокруг…
- Понимание, что ты там беззащитен, приходит с годами.- Насколько я знаю, самое опасное на подводной лодке - это пожар или пробоина.
- Ну, борьба за живучесть корабля на берегу отрабатывается, в специальных условиях. Не дай бог что - все матросы в каждом отсеке знают, что кому нужно делать. До автоматизма отработано было!Подводная жизнь
- Все как у людей, и даже лучше! На камбузе профессиональный кок, продукты лучшие, шоколад, вино - сто граммов белого или красного сухого каждому ежедневно.- А праздники?
- Я несколько раз под водой Новый год встречал. Дни рождения каждого офицера, мичмана, матроса отмечались, на всю лодку объявлялось по внутренней трансляции. Гитары были в кубриках, книги. Библиотека отличная. Баня есть. Все как положено!- А если кто заболел?
- Вы, наверное, слышали: на войне люди не болеют. Вот и в боевом патрулировании так же. А вообще есть медпункт и доктор: таблетку любую даст, если нужно - аппендицит удалит.- И, что, никто и никогда тяжело не болел?
- Был единственный случай за все годы. Наш доктор оперировать не взялся. Но мы уже были на подходе к базе, в нашем прибрежном море. Всплыли, катер больного взял, спасли.- На каком расстоянии вы как профессионал можете обнаружить противника или, скажем, касатку?
- Дальность обнаружения цели зависит от гидрологии моря, от температуры воды и многих других факторов. Я могу слышать на 70 миль, а могу и на 200. Притом могу сказать, «что это движется там по реке», дать квалификацию любого судна: водоизмещение, тип и так далее.- Много говорили о том, что гидроакустики слышали странные сигналы - типа инопланетяне или подводная жизнь…
- «Квакеры»? Да, часто. Что это, мы определить не могли, но фантазировать я не буду. Сейчас, думаю, уже определили.- Что самое радостное в походе?
- Возвращение. Когда всплываешь в родной бухте, тебя встречают все! Это – счастье!
Фото из архива Виктора Раскостова. С женой Валентиной Петровной.