Не включайте тормоз!

Михаил БОНДАРЕВ
18.02.2019 09:22
Уровень профессиональной компетенции молодых учителей вызывает тревогу

    В последние годы в сфере образования на федеральном уровне предприняли неожиданные шаги. Было задумано проверить уровень профессиональной компетентности российских учителей. Всероссийское исследование в этом учебном году проводилось уже в третий раз. Калужские учителя тоже приняли в нем участие. Результаты первых двух тестирований умалчивались. Некоторые же итоги последнего исследования, которое провели прошлой осенью, были озвучены недавно Рособрнадзором. И, ознакомившись с ними, общественность, прямо скажем, была просто шокирована.

P2014034.JPG
Алексей Мокрушин, председатель совета молодых педагогов региона, директор калужской средней школы № 25:
    - Одна из главных проблем, с которой сталкивается молодой учитель, - это серьезный разрыв теории и  реальной практики. Очень важно, чтобы в школе с молодым учителем рядом оказался компетентный коллега, профессионал, который мог бы оказать методическую и психологическую помощь. Важно, чтобы молодой специалист не чувствовал себя одиноким в учительском коллективе. В связи с этим актуальным остается вопрос наставничества. Еще одна проблема, с которой сталкивается в школе молодой педагог, это нагрузка. Она сразу может оказаться очень большой - много уроков плюс еще может быть классное руководство. Молодые люди должны быть готовы к этому, в первую очередь психологически. 
    Естественно, необходимы и меры социальной поддержки молодежи. Отрадно, что в регионе существует разноплановая, в том числе и финансовая, система поддержки молодых учителей. И ежегодный приток в систему образования региона молодых специалистов говорит о том, что учительская профессия становится престижной.

   Горе-историки и математики?

    Отметим, что исследование было анонимным и на добровольной основе. Вполне возможно, что тестовые задания для определения уровня компетенции педагогов еще далеки от совершенства. Вспомним внедрение ЕГЭ. Там тоже в первые годы задания контрольно-измерительных материалов, мягко сказать, вызывали недоумение у профессионалов. И здесь многие учителя ссылались на сложные, некорректные задания, с которыми они столкнулись в ходе проверки.

    Как бы там ни было, результаты показали, что почти половина учителей математики не могут решить те задания, которые они дают своим ученикам. Большое количество учителей истории не владеет хронологией и картографическим материалом. Но самыми печальными оказались результаты по предмету, с введением которого в школы на самом высоком уровне связывались очень большие надежды. Это «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

    По мнению специалистов, здесь главная проблема заключается в том, что у многих учителей, к сожалению, профессиональное развитие с годами полностью прекращается. Зачастую оно останавливается буквально на первых ступенях в профессии. Почему-то многие педагоги считают, что того образования, которое они получили в вузе, вполне достаточно для работы в школе. Но это заблуждение, ведь мы живем в быстро меняющемся мире. Учителя, в первую очередь молодые, не должны останавливаться в развитии, должны искать пути самосовершенствования.

    На проблеме профессиональной подготовки и профессионального роста, в частности, сделал акцент, открывая региональную декаду молодого педагога, министр образования и науки области Александр Аникеев.

    Ежегодно в сферу образования региона приходит работать 160-180 молодых учителей. Количество молодых специалистов, увольняющихся в течение первого года работы < 20 %. В системе образования региона в настоящее время работают > 1300 учителей в возрасте до 30 лет. Большинство из них получили образование в КГУ им. К.Э. Циолковского. 

    Конфликт с учениками и родителями

    На семинарах, лекциях и открытых уроках говорилось также о проблемах психологической адаптации и перспективах молодых учителей. Молодые люди должны быть морально готовы к работе в школе. Они должны понимать, что никто из них не застрахован от конфликтов с детьми, особенно это касается старшеклассников. А через детей как раз и зарождаются разногласия и конфликты с родителями. С этим чаще всего сталкиваются учителя, работающие в школе первый год и получившие классное руководство. О том, как избежать или уладить конфликтную ситуацию, молодым учителям рассказали психологи Калужского государственного института развития образования.

    Исследование профпригодности учителей - часть программы Национальной системы учительского роста (НСУР), вошедшей в майские президентские указы. Одной из целей этой программы должно стать достижение Россией места в десятке лучших стран мира по качеству общего образования.
    В октябре 2018 года Рособрнадзор провел Всероссийское исследование компетенции учителей. В добровольном анонимном тестировании приняли участие 18 тысяч учителей из 45 регионов, в том числе и из Калужской области. Почти половина участников исследования не справились с работой по математике и информатике и «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Почти четверть учителей получили неудовлетворительные оценки по таким предметам, как «Экономика», «Россия в мире», «Русский язык» и «Литература». Самый высокий уровень подготовки продемонстрировали учителя родного языка и родной литературы, а также преподаватели «Обществознания» и «Права».
    В 2019 году проверки не только продолжатся, но и станут масштабнее. Анонимное тестирование пройдут 40 тысяч российских педагогов из 70 регионов. Уровень профессиональных компетенций проверят у учителей естественно-научного профиля, иностранных языков, ОБЖ, физической культуры, искусства и технологии. 

Важно

В заключение хотелось бы высказать свое личное мнение. Считаю, что нельзя во всех грехах обвинять только учителей. Зачастую как молодые, так и опытные учителя не всегда понимают, что от них требуют федеральное профильное министерство, Рособрнадзор. По словам педагогов, они измотаны постоянными новшествами и инновациями, многие из которых не приносят реальной пользы. Что касается студентов, будущих учителей, то им действительно не хватает реальной практики в школе, общения с детьми и родителями.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией