Не потеряться во времени

Татьяна ФЕДОТОВА
04.09.2020 13:45
В юбилейный год Победы юхновчане вспоминают земляка-художника и его картину «Взятие Рейхстага».

Владимир ЛЕБЕДЕВ – сам фронтовик, и в своих полотнах напоминал о том грозном времени, чтобы ничто не было забыто. С его творчеством хорошо знакомы не только жители Юхновского района. Работы Владимира Николаевича объехали всю Россию. Он участвовал в 70 выставках, в том числе в Третьяковке.

Удивительный дом

В деревне Натальинка, что на Угре, на улице Славянской удивительным образом сохранился дом довоенной поры. Давно б на этом месте стояла навороченная дача, если бы в 1962 году здесь не поселился ревностно относящийся к природе и истории Владимир Лебедев. Заехав в эти места на рыбалку, он был покорен Угрой. Купил пережившую лихолетье избу и решил во что бы то ни стало сохранить ее, лишь подстраивая. Домик стоит, а хозяина уже три года нет с нами. Улетел в вечность, к друзьям-однополчанам, вслед за журавлиной стаей, с любовью написанной на одном из последних его полотен.

Вспоминают его часто. Это он вместе с курсантами Подольского училища искал протаранивший в октябре 1941-го переправу и упавший в Угру самолет Героя Советского Союза Алексея Рогова. И нашел-таки панель с номером боевой машины! Под впечатлением написал картину «Юные следопыты». В центре полотна – участник боев на Юхновской земле, почетный гражданин города Александр Чапаев, сын того самого знаменитого Василия Ивановича.

Азбука войны

Война не отпускала художника до самого конца. Он принимал участие в выставках «Азбука войны» и «Москва – Берлин» в Германии и на Поклонной горе в Москве. Создал альбом «Родина моя», в который вошли работы друзей-фронтовиков. В 89 лет получил заказ на картину «Взятие Рейхстага». У него уже имелись две подобные работы, которые писал, как представлял, чувствовал. Побывав в Берлине, новое полотно сделал более реалистичным.

За год до ухода Владимир Николаевич показывал свои работы юхновчанам. На выставку пришли школьники и были потрясены не столько картинами, сколько самим художником. Он стоял, с трудом удерживая равновесие на костылях. Но их никто не замечал. Перед ними был богатырь, боец, герой. Сколько жизненной силы в тихом голосе! Какие острые мысли! А планы - просто грандиозные. И какая удивительная судьба…

Под оком Спасителя

Учился Владимир в школе Станислава Шацкого (знаменитого не менее Макаренко), где делали ставку на труд и искусство. Прошел там и школу дружбы, интернационализма (одноклассниками были дети погибших немецких, венгерских и испанских коммунистов). Учебу прервала война. Старшие товарищи по изостудии ушли на фронт и все до одного погибли. А Владимир записался в партизанский отряд Михаила Гурьянова. Первое задание – переправить в тыл скот. «Поход» затянулся до зимы. Осели в Гусь-Хрустальном, там ему и попался на глаза номер «Правды» с фотографиями повешенных фашистами Михаила Гурьянова и Зои Космодемьянской. Возвращаться было некуда.

В 1943 году Лебедева направили в военно-пехотное училище в Суздале. Жили в кельях, на сводах – фрески. Их пытались закрасить, но лики святых все равно просматривались. Прямо на Лебедева был устремлен глаз… Спасителя. И потом он как бы присматривал за ним. Сохранил в пекле на Курской дуге, в боях при форсировании Днепра, при освобождении Румынии, Венгрии, Болгарии. Владимир был тяжело ранен, чуть не лишился ног, но ведь остался жив! Вернулся в Москву. Учился в художественной студии Юона.

Комбинат искусства

Первая персональная выставка состоялась в 1947 году. А в 1965-м его приняли в Союз художников. Еще через пять лет Владимир Николаевич получил предложение стать директором комбината живописного искусства. Это был один из самых богатых на события периодов. Десятки художников смогли заявить о себе благодаря комбинату и лично Владимиру Николаевичу. Поступали интересные социальные заказы. Были подготовлены крупномасштабные выставки «Индустрия», «Земля целинная», «Московские художники – труженикам села» и другие, создана галерея портретов известных людей. За успехи в работе Лебедев удостоен ордена Дружбы народов.

...Потрясения 90-х годов коснулись и сферы искусства. Комбинат закрылся. Но творческая жизнь продолжалась. Владимир Николаевич стал устраивать выставки друзей-фронтовиков и свои персональные.

История любви

С восторгом все, кто знал Лебедева, смотрели на него и жену – необыкновенно красивую пару. Сколько в них было сердечного тепла, душевности, внутреннего достоинства!

Счастливые браки, они ведь на небесах совершаются. И их встреча не была случайной. В 1947 году Владимир, прогуливаясь с другом по парку имени Горького, увидел, как двое хулиганов пристают к девушкам. Лебедев возьми и крикни: «Маша, что ты здесь делаешь? Домой пора!» Незадачливых ухажеров как ветром сдуло.

Девушку, которая сразу приглянулась Владимиру, звали Тамарой. Вскоре они сыграли свадьбу. А через 60 лет совместной жизни обвенчались, чтобы вечно быть вместе.

Как назначено судьбой

До самого конца не выпускал он из рук кисти. И силы были. И око Спасителя над головой - как награда за то, что мудро распорядился жизнью.
На той последней выставке в Юхнове, прощаясь с ребятами, художник сказал: «Нам назначено судьбой только время рождения, а все остальное определяем мы сами. Не потеряйтесь во времени».

Это, конечно, очень трудно. Но надо стараться!

Фото автора.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика