«Не имеет аналогов»

Татьяна КОЧЕТКОВА
05.05.2021 09:02
Впервые тайфуновцам представилась возможность участвовать в комплексной экспедиция «Умка-2021».

В Приполярье, а точнее на Землю Франца Иосифа, самую северную точку нашей страны, специалисты АО «Тайфун» отправляются уже не в первый раз (о чем, кстати, рассказывала наша газета). Но к климату северных широт привыкнуть не просто. Однако совсем не экзотике был посвящен разговор с начальником научно-технического отдела, главным конструктором береговых комплексов, руководителем заводской бригады Михаилом АНПИЛОГОВЫМ.

Арктический щит России

Главной темой стало участие заводчан в большом государственном деле - впервые тайфуновцам представилась возможность участвовать в комплексной арктической экспедиция «Умка-2021», которая проводилась ВМФ РФ при участии Русского географического общества.

В экспедиции, проходившей в районе архипелага Земля Франца Иосифа, острова Земля Александры и прилегающей акватории, было задействовано более 600 военнослужащих и гражданского персонала и около 200 образцов вооружения, военной и специальной техники. Её наиболее знаковыми моментами стали:
  • всплытие из-подо льда трёх атомных подводных лодок в ограниченном районе радиусом 300 м;
  • полёт в приполюсный район с дозаправкой в воздухе пары истребителей МиГ-31 с проходом географической точки Северного полюса;
  • тактическое учение с подразделением арктической мотострелковой бригады в сложных метеоусловиях.

«Гвозди бы делать из этих людей…»

Тайфуновцы, как и другие представители промышленности, оказывали содействие в экспериментах, проводимых радиотехнической службой ВМФ. Необходимую информацию собирал наш береговой комплекс «Монолит Б», который впервые разместился на КамАЗе. Заводская бригада состояла из пяти человек и у каждого была своя конкретная задача.

Например, Алексей Оглоблин обеспечивал техническое руководство, Виктор Андрийчак занимался регулировочными работами, за инженерные решения отвечал Олег Соловьев. Весьма напряженным был график и у водителя Бориса Тарасова: в Мурманск наш комплекс прибыл своим ходом, а потом надо было подготовить его к отправке самолетом, которым «Монолит» доставили в пункт назначения. И хотя машина, как известно, железная, но в условиях Арктики и за ней особый уход нужен. Со всеми этими задачами Борис Николаевич успешно справился.

На границе ночи и дня

Но самое сильное впечатление на заводчан произвела, конечно, сама Арктика. Они попали на границу ночи и дня. Причем светлое время так активно наступало, что ночь буквально таяла на глазах. Местные жители говорили, что в апреле ее уже практически не будет. Жили в палатках, но там все было приспособлено для комфортного проживания. Столовая размещалась по соседству, меню армейское.

- Однако наверняка что-то произвело особое впечатление…

- Голубой лед, практически синий, - отвечает Михаил Анатольевич. - Оказывается, за многие тысячелетия морская соль постепенно вытесняется из ледяных слоев, возвращаясь в море, так возникают глыбы льда для нас совершенно необычного цвета.

Еще, конечно, впечатляют причудливые формы айсбергов, которые дрейфуют через пролив Кембридж и там примерзают, оставаясь на долгую стоянку.

Это если говорить о самой Арктике. Приятно удивило, что военные да и наши коллеги из других городов хорошо знают Калугу, при этом сразу вспоминают наш город как колыбель космонавтики. Многие из них наслышаны и о «Тайфуне». Одним словом, мы на слуху.

- А чего надо опасаться в Арктике?

- Метелей. Лопата там самый нужный инструмент. Не уберете снег вовремя, на следующий день уже из палатки не выйти. Нам пришлось один раз спасать незадачливых соседей.

Но по сравнению с необыкновенными пейзажами, величием Ледовитого океана это, конечно, ничто. Я думаю, что, несмотря на обширную географию наших поездок, не только для меня, но и для моих коллег эта командировка останется одной из самых интересных и необычных. 

- Мне пришлось практически с каждым работать не только на заводе, но и выезжать в командировки. И в очередной раз убедился, что у тайфуновцев дело всегда на первом месте, поэтому работали слаженно, единой командой, - говорит Михаил Анпилогов. - Главное, что все отчеты военные получали своевременно и у них не было претензий ни к цифрам, ни к их достоверности.

Владимир ПУТИН:
- Арктическая экспедиция не имеет аналогов в истории как советского периода, так и в современной истории РФ.

Главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай ЕВМЕНОВ:
- Впервые по единому замыслу и плану в приполярных районах выполняется комплекс учебно-боевых, научно-исследовательских и практических мероприятий различной направленности.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика