Наукоград - как мы его видим и чувствуем

Антон БОГУН
18.06.2020 07:00
Журналистам представили первые результаты работы по ребрендингу Обнинска.

    Времена меняются, и Обнинск тоже должен меняться. Как по содержанию, так и по форме. Так считает инициативная группа во главе с Геннадием Скляром, которая решила обновить символику наукограда. Идея ребрендинга пришла несколько месяцев назад, и журналистам - первой фокус-группе в череде общественных обсуждений - представили результаты этой работы.

   Ценности и перспективы

    - Мы должны заботиться о лице и репутации Обнинска, - считает Геннадий Скляр. - Особенно, если учесть ту миссию, которую мы возложили на самих себя и на наш город. А эта миссия - стать мировым центром ядерных знаний и технологий.

    За несколько десятилетий Обнинск неоднократно менял как официальную символику, так и подарочную. Но сегодня речь не идёт об изменениях в геральдике. Только о новой эмблеме, которую должны узнавать во всём мире и позиционировать наукоград в соответствии с его лозунгом - «Идеи воплощаются здесь».

    - Сегодня мы думаем о том, каким Обнинск стал и каким он будет через 20, 30 лет, - задаётся вопросом Геннадий Артемьев, председатель Контрольно-счётной палаты и один из участников инициативной группы. - Каким его видим мы, каким его видят наши партнёры в стране и за рубежом? Ответы на эти вопросы должны отражаться в новой символике.
Инициативная группа перелопатила массу литературы и пришла к выводу, что стратегия наукограда, разработанная и принятая не так давно, тоже нуждается в визуализации.

    - Мы много думали над тем, каковы наши ценности, каковы наши перспективы, - рассказывает вице-мэр Геннадий Ананьев. - Мы говорили о городе-новаторе, о городе-университете, городе, в котором комфортно жить, городе ядерных и медицинских технологий. Всё это нужно передать в лаконичной и понятной символике.

   Светить всегда, светить везде!

    - Герб Обнинска, утверждённый много лет назад, слоган Обнинска - символика необходимая, но недостаточная для составления полноценного имиджа города, - считает глава пресс-службы администрации Андрей Ильницкий. - Это лишь начальные элементы. Образы формируются стихийно, а имиджем можно и нужно управлять. Но сил самой администрации, погружённой в текущую оперативную работу, для этого недостаточно. Поэтому мы привлекли дизайнеров.

    Главным элементом обновлённой символики наукограда стала лампочка, которую они «вкрутили» в уже привычную и традиционную атомную орбиталь. Внутри лампочки вместо элементов накаливания - обнинская метеовышка как главный и самый узнаваемый, по мнению горожан, символ Обнинска.

    - Есть два аспекта восприятия города - функциональный и эмоциональный, - поясняет свою работу руководитель дизайнерской группы Алёна Леонтьева. - Первое - это инфраструктура, экология и прочее. А второе - это настроение, когда хочется здесь жить, гулять, влюбляться. И нашу задачу мы видели в том, чтобы сместить акценты с функционального к эмоциональному. И мы решили передать это настроение через обычную лампочку, которая является символом не только энергии, но и светлых идей.

    - Кстати, лампочка - это не только идея, - подхватывает мысль Андрей Ильницкий. - Это ещё и давний спор физиков: а почему это Обнинск стал колыбелью атомной энергетики, когда первым был запущен реактор в штате Айдахо. Это так. Но именно в Обнинске атомный реактор впервые был интегрирован в гражданскую энергосистему.

    - Наш основной посыл в том, что Обнинск - это умный, комфортный город, - продолжает Алёна Леонтьева. - Это город науки и образования. Светить всегда! Светить везде! Это про Обнинск.

   На вкус и цвет товарищей нет

    Вокруг бренда, судя по первой реакции горожан, будет сломано ещё немало копий во время обсуждений.

    «Сейчас в городе много проблем намного серьёзнее брендинга. И логичнее направить силы и средства на улучшение качества жизни горожан, а не на какие-то игры с логотипами», - пишет Светлана.

    «Я услышал такие смелые выражения: «Обнинск - город инновационного развития», «Удобный, комфортный город для жизни». Но когда я приезжаю сюда, к примеру, из Москвы, у меня не возникает такого впечатления», - делится своим мнением Андрей.

    Да и к самой лампочке многие посетители соцсетей пока тоже относятся с немалой долей скепсиса.

    «Чем известен наш город? В первую очередь - первой в мире АЭС. И если рассматривать эту лампочку как символ воплощения смелых идей, то она, конечно, подходит. Но у стороннего наблюдателя могут возникнуть проблемы с правильным восприятием. Я, конечно, не эксперт, но надо либо возвращаться к понятным образам, либо полностью уже от этого мирного атома отходить. Станцию заглушили почти 20 лет назад», - рассуждает Дмитрий.

    - Не соглашусь. - возражает своим заочным оппонентам Геннадий Скляр. - Наше будущее прочно стоит на историческом базисе, и преемственность традиций - наша сильная сторона. И я не боюсь утверждать, что Обнинск - это атомная столица России. Именно поэтому сегодня в правительстве уже звучит предложение перенести штаб-квартиру Росатома именно сюда.

    Будет ли читаться пресловутая лампочка как символ идеи - это спор бесконечный. который всегда будет длиться на Но вот что очевидно: в новой символике действительно мало будущего. Да и настоящего не много. Ведь Обнинск давно уже расширил свои интересы и возможности. Сегодня здесь бурлят не только ядерные страсти. Тут и фармацевтика, и космос, и многое другое. Дизайнерам ещё предстоит поломать голову, как в одном символе уместить всё то, чем богат калужский наукоград.

    А его жителей тем временем интересует ещё один вопрос: сколько денег будет вложено в этот проект? И вопрос этот не праздный. Все хорошо помнят позор Санкт-Петербурга, где за откровенно дешёвую халтуру было уплачено аж семь миллионов рублей.

    - Нисколько, - подчёркивают в один голос энтузиасты. - И это самое замечательное! Всё сделано из любви к городу, из любви к искусству.

    А что касается логотипа, город сам скажет своё слово. Ребрендинг наукограда будет обсуждаться и в других фокус-группах, и на просторах социальных сетей. Так что дизайнерам стоит готовиться к шквалу критики, как обывательской, так и конструктивной.

Фото: Александр УЛЬЯНЕНКО.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика