Наука стамески и резца

Виталий РОСТ
19.03.2020 15:26
Медынский умелец оживляет древесину, создавая произведения искусства.

Кажется, будто густая листва дуба колышется то ли от ветра, то ли от сидящих на ветвях экзотических птиц, а шерсть на морде лося шевелится от его могучего дыхания. А ведь всё это сделано из дерева жителем деревни Дошино Медынского района Валерием КУЗНЕЦОВЫМ. Его работы отличаются особой детальностью и природной реалистичностью.

От целого - к деталям

В современном мире всё чаще люди отдают предпочтение природным материалам. Например, изделия из дерева переживают сейчас новую волну популярности. Валерий Николаевич Кузнецов большую часть жизни работает с древесиной, прекрасно знаком со свойствами, особенностями и капризами этого материала. А ещё он уверен, что русский человек, как и каноничный Левша, при желании не только блоху подкуёт, но и может создать или переделать что угодно.

Родился Валерий Кузнецов в Москве, но корни его в Медынских краях. Окончил Московский радиомеханический техникум, в своё время даже занимался хоккеем. Увлечение же декоративно-прикладным ремеслом проявилось ещё в ранней юности.

Судьба распорядилась так, что наш герой вернулся в Медынский край и поселился в деревне Дошино. Не понаслышке знакомый со столярным делом, здесь он занялся работой с деревом - в основном строительством и ремонтом домов, изготовлением мебели. Одновременно с этим делал наличники, разделочные доски, рамы для зеркал - всё с математически выверенным геометрическим орнаментом. Со временем вдохновение требовало попробовать и новые творческие формы - так из обычного дерева постепенно стали появляться резные диковинные птицы, силуэты лесных зверей, кружево листвы.

В 2011 году Валерий узнал, что в Москве, в парке Горького, собираются такие же энтузиасты работы с деревом. Собрав багаж-портфолио работ, которых к тому времени накопилось немало, Кузнецов отправился в столицу, где познакомился и стал плодотворно сотрудничать с другими художниками по резному искусству.

Одного из своих коллег - обнинца Геннадия Полонского, работы которого побывали в 11 странах мира, наш герой называет практически своим учителем. С его подачи Кузнецов решил попробовать вырезать объёмные фигуры из древесины. Так появилась первая фигурка оленя, а позже именно парнокопытные станут основным мотивом для работ медынца.

Умение и терпение

Как замечает Валерий, наиболее податливое и благодарное дерево нашей полосы, пригодное для таких работ, - липа. Её мягкая текстурная древесина позволяет точно отобразить детали: листок, перо, шерстинку.

Не менее важно грамотно подобрать инструменты для работы с деревом. Что-то приобретается у коллег, что-то обнаруживается на развалах блошиных рынков. В основном же инструменты собраны и изготовлены самим Валерием. Ведь для комфортной работы очень важно приспособить резец или клюкарзу именно под руку мастера.

Т15.JPG Есть в списке произведений Валерия Кузнецова и филигранно выполненные киоты для икон. Один из них, к примеру, теперь обрёл своё место в монастыре в 400 километрах от Медыни.

Вообще, сосчитать количество работ медынского резчика сегодня уже практически невозможно, но их не меньше сотни.

Времени на каждое изделие уходит достаточно много. Так, резная шестиметровая ширма для подмосковной гостиницы изготавливалась в течение нескольких месяцев. Кстати, хозяину того заведения настолько понравились работы медынского мастера, что вот уже седьмой год он заказывает у Валерия Николаевича различный декор для интерьера.


Буйвол быку не товарищ

К слову, недостаточно просто уметь работать резцом и стамеской, чтобы создать деревянный, но такой живой шедевр. Как истинный профессионал своего дела, Валерий не просто вырезает из дерева фигуры, но и наделяет их характером и динамикой. А для этого нужно быть художником и ювелиром, а ещё разбираться в биологии и, учитывая анатомические нюансы, добавлять максимальной реалистичности фигурке.

Готовые изделия - медово-жёлтые, янтарно-оранжевые, гранатовые. И здесь снова в качестве эксперимента Валерий для покраски использует морилку разных цветов, добиваясь оптимального оттенка.

Продолжает Кузнецов заниматься и строительством - в окрестностях можно насчитать пять домов, воздвигнутых его руками. Да и местным он помогает - кому крыльцо украсить, а кому - сделать снова входящие в моду наличники на окна.

Вообще, как считает медынец, любой желающий может заняться таким ремеслом. Но при этом нужно обладать хотя бы базовыми знаниями о работе с древесиной и обращении с инструментами. Ну и, само собой, художественный вкус и явное желание также необходимы для успеха.

Сегодня Валерий Кузнецов с воодушевлением говорит о том, что именно жизнь в деревне, где природа близка к человеку, а ритм существования спокойный и размеренный, и есть главный источник вдохновения. А постоянная работа с деревом, как считает медынский автор, продляет жизнь.

Т13.jpg - Вот, например, голова африканского буйвола. У него, в отличие от быка, и рога другой формы и расположения, и морда поуже, и ноздри другие. По таким же мелочам северный олень будет отличаться от лося или собрата из средней полосы. Понимание того, как будет выглядеть конечная фигура, вызревает в голове долго, обрастает деталями. А ещё можно посмотреть в книгах или интернете облик животного, а то и вовсе где-нибудь чучело исследовать, - говорит мастер.






 Фото автора.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика