25 апреля, Четверг
Газета Газета
Предложить свою новость
Прямая линия Прямая линия
Последние новости
Общество 25.04.2024, 14:48
Депутат городской думы Калуги передал бойцам СВО УАЗ
Депутат городской думы Калуги передал бойцам СВО УАЗ
Культура 25.04.2024, 14:39
В Калуге покажет спектакли Орловский театр «Русский стиль»
В Калуге покажет спектакли Орловский театр «Русский стиль»
Общество 25.04.2024, 13:52
В Калуге началось обновление дорожной разметки
В Калуге началось обновление дорожной разметки
Общество 25.04.2024, 13:36
В Калужской области назвали самые популярные имена для дочек
В Калужской области назвали самые популярные имена для дочек
Социальная сфера 25.04.2024, 13:17
В калужском селе Ульяново постоят жилье для сотрудников вьетнамской фермы
В калужском селе Ульяново постоят жилье для сотрудников вьетнамской фермы
Общество 25.04.2024, 12:46
В Хвастовичах после вмешательства прокуратуры отремонтировали дорогу
В Хвастовичах после вмешательства прокуратуры отремонтировали дорогу
Общество 25.04.2024, 12:08
Владислав Шапша провел в Москве переговоры с руководством компании TH Group в РФ
Владислав Шапша провел в Москве переговоры с руководством компании TH Group в РФ
Общество 25.04.2024, 11:54
В Калуге изменили расписание рейсов на маршруте №69
В Калуге изменили расписание рейсов на маршруте №69
Общество 25.04.2024, 11:00
В Калуге на майские праздники изменится график работы медучреждений
В Калуге на майские праздники изменится график работы медучреждений
Спорт 25.04.2024, 10:39
ФК Калуга обыграл на выезде курский «Авангард»
ФК Калуга обыграл на выезде курский «Авангард»
Общество 25.04.2024, 10:05
в Областном молодежном центре прошел гала-концерт регионального фестиваля «Калужская школьная весна»
в Областном молодежном центре прошел гала-концерт регионального фестиваля «Калужская школьная весна»
Общество 25.04.2024, 09:53
Калужские участники СВО могут принять участие в проекте «Время героев»
Калужские участники СВО могут принять участие в проекте «Время героев»
Общество 25.04.2024, 09:29
Двадцать калужских школьников получили паспорта
Двадцать калужских школьников получили паспорта
Общество 25.04.2024, 08:59
В Калужской области столкнулись фура с фургоном
В Калужской области столкнулись фура с фургоном

Наша жизнь – железная дорога…

Общество 20.08.2019, 09:09

Малоярославецкое железнодорожное депо отмечает юбилей.

В конце XIX и особенно в начале XX века жизнь в Малоярославце значительно изменилась. Расширились границы города, возросло население, увеличилось количество ремесленных мастерских, развивались промыслы. В 1899 году началось движение по Московско-Киево-Воронежской железной дороге, открылось железнодорожное депо. Благодаря близости к столице образ жизни малоярославчан на стыке двух веков быстро менялся, перестраивался в соответствии с проникавшими в провинцию новыми историческими реалиями. Предлагаем читателям перевести стрелку железнодорожного пути в прошлое и заново пройти по рельсам путь длиной в сто двадцать лет.

Городок на обочине

История строительства железной дороги через город началась с небольшой заметки в «Калужских губернских ведомостях». В ней говорилось о необходимости новой линии прямого железнодорожного сообщения Калуга – Москва. А после чрезвычайного заседания 17 января 1895 года собрание уполномоченных Малоярославца делегировало городского старосту Д.В. Емельянова и директора городского общественного банка Т.В. Черикова обратиться к правительству с просьбой о включении и Малоярославца в число остановочных пунктов новой линии Калуга – Москва.

К ходатайству о целесообразности включения Малоярославца как обязательной станции нового железнодорожного направления присоединились уездный предводитель дворянства А.И. Храповицкий, малоярославецкая уездная управа. И по итогам Особой правительственной комиссии в 1895 году было дано разрешение Обществу Киево-Воронежской железной дороги на «изыскание» линии железной дороги от Брянска на Сухиничи - Калугу и Малоярославец до Москвы.

Общественное городское управление отдало принадлежавший ему участок городской земли между деревней Князь-Романово (ныне – Коллонтай), Московским шоссе (ныне – ул. Московская) и Серпуховской дорогой (ныне – часть ул. Гагарина) под строительство железнодорожного полотна, станции и депо с поворотным кругом. Работы по строительству железной дороги начались в июне 1895 года. Торжественное открытие новой линии состоялось 1 августа 1899 года. «Этой линии, соединяющей Москву с Киевом прямым рельсовым путём, давно уже ожидали, и открытие её многих, конечно, обрадует», - писали «Калужские губернские ведомости».

Сразу же после строительства железной дороги Малоярославец стал расширяться, появились новые примыкающие к железнодорожной станции кварталы, улицы и переулки. К 1905 году из них образовался новый городской район.

Дорогами войны

Первая половина XX века ознаменовалась масштабными событиями, которые повлияли на уклад жизни государства Российского. Во времена революций и войн работники Малоярославецкого депо играли немаловажную роль в истории нашей страны. Так, во время московского восстания в октябре 1905 года воинский эшелон с пехотным Богородским полком, который направлялся на его подавление, железнодорожники Малоярославца задержали на станции на несколько дней. В честь событий 1905 года на здании железнодорожного вокзала на месте политических митингов были установлены памятные доски.

В 1917 году малоярославецкие работники депо активно участвовали в установлении Советской власти в городе и уезде, осуществляли перевозки для фронтов Красной армии во время Гражданской войны. Во время Великой Отечественной войны под начальством В.Е. Бирюкова была успешно проведена эвакуация людей, паровозов и оборудования.

Часть машинистов и помощников были мобилизованы в состав железнодорожных бригад фронтов действующей армии. В эти грозные годы работники депо с честью зарекомендовали себя в борьбе с фашистскими захватчиками. В летопись трудовой славы вошли и подвиги женских паровозных бригад. Им не раз приходилось водить составы под вражескими бомбёжками и артиллерийским обстрелом.

Учиться, работать и снова учиться

В послевоенные годы депо, станция, пункт осмотра вагонов, дистанция пути, система энергоснабжения и другие службы были восстановлены в полном объёме. В 1957 году начался переход депо на электровозную тягу. Внедрение модернизированной техники потребовало скорейшей переподготовки, и первые бригады малоярославецких железнодорожников были направлены на обучение в Брянск.

В середине 80-х годов произошёл переход с электровозов ВЛ-8 на ВЛ-10. Для этого в депо была проведена серьёзная работа: реконструированы смотровые ямы, перегруппированы бригады, работники снова включались в учёбу, а технология ремонта поднялась на иной качественный уровень.

К своему столетию депо занимало лидирующие позиции среди аналогичных железнодорожных организаций Российской Федерации. Оно стало мощной базой ремонта локомотивов. Цех эксплуатации обслуживал пассажирские поезда на участке Москва - Сухиничи и Сухиничи - Поварово, выполнял грузовую, вывозную, хозяйственную работу на отделении.

С 1982 года начальником локомотивного депо был Валерий Георгиевич Силевич. Почётный железнодорожник РФ, профессионал и талантливый руководитель, он начал свой трудовой путь в качестве кочегара паровоза, после стал помощником машиниста. Успешно окончил Московский институт инженеров транспорта и работал инженером цеха по приборам безопасности, заместителем начальника по эксплуатации.

Трудовая дружная семья

Работа в депо всегда была предметом чести и гордости. Выросли целые трудовые династии, представители которых достойно пронесли сквозь время эстафету отцов и дедов: Зинченко, Пименовы, Гоготовы, Завадские. Стабильная работа депо, высокие производительные показатели держались на мастерстве и профессионализме железнодорожников, их подвижничестве, энтузиазме и влюблённости в своё дело.

После празднования 100-летия депо на его базе организовалась путевая машинная станция № 307. Здесь выполнялись плановые работы по ремонту пути на эксплуатируемой сети железных дорог. В 2005 году в ходе реорганизации ПМС-307 входит в состав ПМС-309 г. Брянска. А с первого января 2018 года в рамках государственных реформ в сфере железнодорожного дела ПМС-309 становится машинизированной дистанцией пути по ремонту и эксплуатации путевых машин с головным центром в Брянске. Сегодня 232 малоярославецких железнодорожника - машинисты, помощники машинистов, слесари-наладчики - работают на участке московского узла по обслуживанию машин.

Так уж сложилось, что, придя однажды работать на железную дорогу, не можешь расстаться с ней. На этой работе человек преображается, становится более ответственным и открытым для людей. Ведь он, железнодорожник, за них в ответе. Чувство безграничного доверия со стороны пассажиров не дает права на ошибку. И только тот, кто все это прочувствовал, пропустил через сердце, остается работать на дороге, связывая с ней свою судьбу. И по сей день ветераны-локомотивщики собираются и проводят свой досуг вместе, как одна большая и дружная семья. Встречаются в здании депо, где прошла большая часть их трудовой деятельности, их жизни.

Фото автора и из архива отдела краеведения ММВЦ им. И.А. Солдатенкова.
Новости по теме
Депутат городской думы Калуги передал бойцам СВО УАЗ

Депутат городской думы Калуги передал бойцам СВО УАЗ

Трудный путь на запад

Трудный путь на запад

×

Предложить новость

 
Название*

Привязка к разделам*
Детальное описание*
Ничего не найдено
Детальная картинка*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Введите слово с картинки*:
Яндекс.Метрика