Наша жизнь – железная дорога…

Ярославна МЯСИНА
20.08.2019 09:09
Малоярославецкое железнодорожное депо отмечает юбилей.

В конце XIX и особенно в начале XX века жизнь в Малоярославце значительно изменилась. Расширились границы города, возросло население, увеличилось количество ремесленных мастерских, развивались промыслы. В 1899 году началось движение по Московско-Киево-Воронежской железной дороге, открылось железнодорожное депо. Благодаря близости к столице образ жизни малоярославчан на стыке двух веков быстро менялся, перестраивался в соответствии с проникавшими в провинцию новыми историческими реалиями. Предлагаем читателям перевести стрелку железнодорожного пути в прошлое и заново пройти по рельсам путь длиной в сто двадцать лет.

Городок на обочине

История строительства железной дороги через город началась с небольшой заметки в «Калужских губернских ведомостях». В ней говорилось о необходимости новой линии прямого железнодорожного сообщения Калуга – Москва. А после чрезвычайного заседания 17 января 1895 года собрание уполномоченных Малоярославца делегировало городского старосту Д.В. Емельянова и директора городского общественного банка Т.В. Черикова обратиться к правительству с просьбой о включении и Малоярославца в число остановочных пунктов новой линии Калуга – Москва.

К ходатайству о целесообразности включения Малоярославца как обязательной станции нового железнодорожного направления присоединились уездный предводитель дворянства А.И. Храповицкий, малоярославецкая уездная управа. И по итогам Особой правительственной комиссии в 1895 году было дано разрешение Обществу Киево-Воронежской железной дороги на «изыскание» линии железной дороги от Брянска на Сухиничи - Калугу и Малоярославец до Москвы.

Общественное городское управление отдало принадлежавший ему участок городской земли между деревней Князь-Романово (ныне – Коллонтай), Московским шоссе (ныне – ул. Московская) и Серпуховской дорогой (ныне – часть ул. Гагарина) под строительство железнодорожного полотна, станции и депо с поворотным кругом. Работы по строительству железной дороги начались в июне 1895 года. Торжественное открытие новой линии состоялось 1 августа 1899 года. «Этой линии, соединяющей Москву с Киевом прямым рельсовым путём, давно уже ожидали, и открытие её многих, конечно, обрадует», - писали «Калужские губернские ведомости».

Сразу же после строительства железной дороги Малоярославец стал расширяться, появились новые примыкающие к железнодорожной станции кварталы, улицы и переулки. К 1905 году из них образовался новый городской район.

Дорогами войны

Первая половина XX века ознаменовалась масштабными событиями, которые повлияли на уклад жизни государства Российского. Во времена революций и войн работники Малоярославецкого депо играли немаловажную роль в истории нашей страны. Так, во время московского восстания в октябре 1905 года воинский эшелон с пехотным Богородским полком, который направлялся на его подавление, железнодорожники Малоярославца задержали на станции на несколько дней. В честь событий 1905 года на здании железнодорожного вокзала на месте политических митингов были установлены памятные доски.

В 1917 году малоярославецкие работники депо активно участвовали в установлении Советской власти в городе и уезде, осуществляли перевозки для фронтов Красной армии во время Гражданской войны. Во время Великой Отечественной войны под начальством В.Е. Бирюкова была успешно проведена эвакуация людей, паровозов и оборудования.

Часть машинистов и помощников были мобилизованы в состав железнодорожных бригад фронтов действующей армии. В эти грозные годы работники депо с честью зарекомендовали себя в борьбе с фашистскими захватчиками. В летопись трудовой славы вошли и подвиги женских паровозных бригад. Им не раз приходилось водить составы под вражескими бомбёжками и артиллерийским обстрелом.

Учиться, работать и снова учиться

В послевоенные годы депо, станция, пункт осмотра вагонов, дистанция пути, система энергоснабжения и другие службы были восстановлены в полном объёме. В 1957 году начался переход депо на электровозную тягу. Внедрение модернизированной техники потребовало скорейшей переподготовки, и первые бригады малоярославецких железнодорожников были направлены на обучение в Брянск.

В середине 80-х годов произошёл переход с электровозов ВЛ-8 на ВЛ-10. Для этого в депо была проведена серьёзная работа: реконструированы смотровые ямы, перегруппированы бригады, работники снова включались в учёбу, а технология ремонта поднялась на иной качественный уровень.

К своему столетию депо занимало лидирующие позиции среди аналогичных железнодорожных организаций Российской Федерации. Оно стало мощной базой ремонта локомотивов. Цех эксплуатации обслуживал пассажирские поезда на участке Москва - Сухиничи и Сухиничи - Поварово, выполнял грузовую, вывозную, хозяйственную работу на отделении.

С 1982 года начальником локомотивного депо был Валерий Георгиевич Силевич. Почётный железнодорожник РФ, профессионал и талантливый руководитель, он начал свой трудовой путь в качестве кочегара паровоза, после стал помощником машиниста. Успешно окончил Московский институт инженеров транспорта и работал инженером цеха по приборам безопасности, заместителем начальника по эксплуатации.

Трудовая дружная семья

Работа в депо всегда была предметом чести и гордости. Выросли целые трудовые династии, представители которых достойно пронесли сквозь время эстафету отцов и дедов: Зинченко, Пименовы, Гоготовы, Завадские. Стабильная работа депо, высокие производительные показатели держались на мастерстве и профессионализме железнодорожников, их подвижничестве, энтузиазме и влюблённости в своё дело.

После празднования 100-летия депо на его базе организовалась путевая машинная станция № 307. Здесь выполнялись плановые работы по ремонту пути на эксплуатируемой сети железных дорог. В 2005 году в ходе реорганизации ПМС-307 входит в состав ПМС-309 г. Брянска. А с первого января 2018 года в рамках государственных реформ в сфере железнодорожного дела ПМС-309 становится машинизированной дистанцией пути по ремонту и эксплуатации путевых машин с головным центром в Брянске. Сегодня 232 малоярославецких железнодорожника - машинисты, помощники машинистов, слесари-наладчики - работают на участке московского узла по обслуживанию машин.

Так уж сложилось, что, придя однажды работать на железную дорогу, не можешь расстаться с ней. На этой работе человек преображается, становится более ответственным и открытым для людей. Ведь он, железнодорожник, за них в ответе. Чувство безграничного доверия со стороны пассажиров не дает права на ошибку. И только тот, кто все это прочувствовал, пропустил через сердце, остается работать на дороге, связывая с ней свою судьбу. И по сей день ветераны-локомотивщики собираются и проводят свой досуг вместе, как одна большая и дружная семья. Встречаются в здании депо, где прошла большая часть их трудовой деятельности, их жизни.

Фото автора и из архива отдела краеведения ММВЦ им. И.А. Солдатенкова.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика