О правилах, которые обязаны соблюдать взыскатели, ответственности за их нарушение и порядке действий в случае, если кредитор чрезмерно настойчив и переступает установленные законом рамки, нам рассказала заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области Татьяна КОНДРАШОВА.
Строгие рамки
Функция контроля за деятельностью юридических лиц, которые занимаются возвратом просроченных долгов, возложена на Федеральную службу судебных приставов с 2017 года. Речь идет о коллекторах, банках и микрокредитных организациях. Служба ведет реестр профессиональных коллекторов, которые имеют право в качестве основной деятельности заниматься взысканием задолженностей.Порядок общения с должниками строго регламентирован действующим законодательством. Например, личные встречи - не более одного раза в неделю, а звонки - не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Если эта периодичность нарушается, в действиях юридических лиц усматривается административное правонарушение.
Строго регламентированы количество направляемых смс-сообщений, их текст, распространение информации, а также взаимодействие с третьими лицами. Коллекторам и кредиторам запрещено угрожать применением физической силы, уничтожением имущества, вводить граждан в заблуждение.
Жалобы поступают
За восемь месяцев текущего года калужские судебные приставы приняли почти двести обращений по вопросам нарушений со стороны коллекторов или кредиторов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество обращений возросло на полтора десятка.Судебными приставами составлено 25 протоколов об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности.
Наказанием во всех случаях был административный штраф. Всего недобросовестным юридическим лицам пришлось выплатить 1 миллион 157 тысяч рублей, это на 200 тысяч рублей больше, чем годом ранее.
Самые распространенные нарушения:
- нарушение регламентированного текста сообщений, присылаемых должникам, отсутствие в них обязательной информации;
- нарушение порядка общения с третьими лицами, которые не являются должниками, осуществление с ними взаимодействия без их согласия;
- оказание психологического давления на должника;
- превышение допустимого количества звонков или сообщений;
- введение в заблуждение граждан, например, указание на наличие судебного решения о взыскании долга, в то время как его нет.
Приставы помогают
Жительница Балабанова пожаловалась на нарушение закона сотрудниками банка, в котором взяла кредит. В ходе проверки ее доводы подтвердились. Представители кредитной организации слишком часто присылали гражданке смс-сообщения, превысив допустимые по закону лимиты. В некоторых сообщениях был нарушен регламентируемый текст. Приходили они со скрытого номера, что тоже запрещено законом. Кроме того, записи звонков показали, что кредиторы вводили должницу в заблуждение относительно передачи ее дела в суд и возможности применения мер уголовной ответственности в случае невыплаты задолженности. Судебные приставы привлекли банк к административной ответственности, он выплатил 50 тысяч рублей в качестве штрафа.Микрокредитная организация из Санкт-Петербурга наказана административным штрафом в размере 105 тысяч рублей за нарушение прав калужанки. История схожа с первой – превышение количества смс, нарушение регламентируемого текста, а также оказание психологического давления на должницу. Кредиторы говорили гражданке, что будут общаться с ее родственниками и соседями, и указывали на то, что ее долг уже передан коллекторам, хотя это было не так.
Не так давно судебные приставы привлекли к административной ответственности банк за незаконное взаимодействие с матерью должника. В заявлении женщина указала, что не является должницей, однако ей часто звонят сотрудники банка и напоминают о необходимости оплаты долга ее сыном. В ходе проверки доводы заявительницы подтвердились. Банкиры не имели права звонить родственнице должника без ее письменного согласия. Кроме того, они существенно превысили разрешенное количество звонков. В итоге банк оштрафован на 55 тысяч рублей. Звонки гражданке прекратились.
Жительница Калуги пожаловалась на микрокредитную организацию из Новосибирской области. Нарушение прав заявительницы подтвердилось. По закону кредиторы имеют право взаимодействовать с должником в рабочие дни - с 8 до 22 часов, в выходные и праздничные дни - с 9 до 20 часов. Однако работники новосибирской организации присылали смс-сообщения калужанке по ночам или ранним утром. Юрлицо привлечено к ответственности и оштрафовано на 35 тысяч рублей. Ночные смс-сообщения калужанке больше не приходят.
При совершении любых неправомерных действий со стороны коллекторов или кредиторов УФССП России по Калужской области рекомендует:
зафиксируйте нарушение посредством видео- или аудиозаписи, фотографий текстовых сообщений, детализации телефонных разговоров или другим доступным для вас способом. По возможности укажите дату и время совершения противоправных действий со стороны сотрудников коллекторских агентств или кредиторов;
сообщите об этих фактах в УФССП России по Калужской области, приложив к своему обращению документы и материалы, содержащие сведения о долговых обязательствах, наименование коллектора или кредитора, данные лиц, которые осуществляли с вами взаимодействие, ваши фамилию, имя, отчество и контактные данные для связи.
Обратиться к калужским судебным приставам можно:
- письменно по адресу: 248023, г. Калуга, ул. Ф.Энгельса, 25;
- через интернет-приемную на официальном сайте управления (r40.fssp.gov.ru);
- через портал Госуслуг;
- в ходе личного приема.
Контактные телефоны колл-центра управления:
8(4842) 73-29-12 и 54-24-69.
Кроме того, в зависимости от ситуации судебные приставы могут перенаправить обращение гражданина в другие государственные органы – УМВД России по Калужской области, отделение Центрального Банка РФ или Роскомнадзор по Калужской области.
Подготовил Алексей ГОРЮНОВ.
Фото пресс-службы УФССП России по Калужской области.