После экзаменов они в особом почете. Их поздравляют, ими гордятся, на них направлено внимание журналистов. Набрать на экзамене сто баллов – это как взять определенную высоту. Но как в любом достижении, это невозможно без серьезного отношения и подготовки.
Красивая цифра
В прошлом году в области было зафиксировано 28 стобалльных результатов. На первом месте в прошлогоднем списке шло обществознание, русский язык был только на третьем, в этом году поднялся на первое.
Наукоград в этот раз обошел областную столицу. В Калуге 13 стобалльников, в Обнинске – 14. Причем один из них, выпускник обнинской «Гимназии» Даниил Арутюнов, получил высший балл дважды – по профильной математике и по обществознанию.
Учебное заведение, выпускники которого показали лучшие результаты, также находится в наукограде – это Обнинский лицей «Физико-техническая школа». Несколько лет назад здесь было пять стобалльников, в этом году их четверо: Игорь Сердюков и Константин Кривоколиско отличились на экзамене по химии, Михаил Захаров – по физике, Вадим Дербенев – по математике.
– Конечно, 100 – красивая цифра, но она не показывает всех достижений, – комментирует директор лицея «Физико-техническая школа» в Обнинске Елена СЕНИНА. – Еще у двух наших учеников 99 баллов. Те, у кого 90 и больше, недовольны, что не дотянули до ста, хотя это очень высокий результат.
Предпосылок для высоких показателей у выпускников лицея достаточно. Он создавался как школа для одаренных детей при Институте атомной энергетики, поступить сюда непросто, так что ребята здесь учатся любознательные и мотивированные. Мальчиков традиционно несколько больше, чем девочек.
– Профильное образование мы начинаем вводить уже с пятого класса, разумеется, делаем это аккуратно, наблюдая за способностями учеников по разным предметам, – поясняет Елена Степановна. – Предпрофильное начинается с девятого, ну а дальше ученики сами выбирают профессиональный путь. Конечно, мне бы хотелось, чтобы лучшие из них нашли себя в науке.
Багаж знаний
Волноваться о поступлении лучшим выпускникам не приходится: они уже зачислены в выбранный вуз. И дело не в высоких баллах. Ребята не просто готовились к экзаменам – они учились, погружались в интересующий предмет, расширяли кругозор, принимая участие в олимпиадах и побеждая в них. А подобные победы, как известно, часто являются пропуском в нужный вуз. Выпускник Обнинского лицея Вадим Дербенев, который сдал на сто баллов профильную математику, был двукратным участником и призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады по химии. Игорь Сердюков – абсолютный победитель, а Константин Кривоколиско – призер Всероссийской олимпиады МГУ «Высокие технологии и материалы будущего» по комплексу предметов: химии, математике, физике, биологии, победитель и призер Всесибирской олимпиады по химии. Михаил Захаров – победитель олимпиады «Физтех» по физике.
– По итогам олимпиад я уже поступил, поэтому принципиального значения баллы на ЕГЭ не имели, – говорит Михаил. – Остальные предметы сдал также неплохо: 88 баллов по профильной математике, 85 – по русскому, который мне, конечно, менее интересен, я не гуманитарий.
В семье Михаила представителей научного мира и «технарей» нет, а вот юноша видит себя именно в науке. К этой цели и шел последние годы учебы.
– Готовиться к ЕГЭ, конечно, надо, – соглашается он. – Но лучшая подготовка – это участие в олимпиадах. Я занимался онлайн на отделении физики на базе МФТИ, куда и собирался поступать. На этих курсах не только готовят к олимпиадам, но и дают более глубокие знания по разным направлениям этой науки.
Участие в олимпиадах, по оценке Михаила Захарова, не только дает дополнительные баллы и позволяет закрепить знания, но также играет роль психологической подготовки. Именно благодаря этому опыту на ЕГЭ он шел без волнения: «в очередной раз задачки порешать».
Директор Обнинского лицея также убеждена: не бояться ЕГЭ помогут только знания, которыми обладают ученики.
– Конечно, если решить сдавать профильную математику за полгода, вряд ли получится подготовиться, – говорит Елена Сенина. – Определяться с предметами надо как минимум за два года, чтобы было время и возможность погрузиться в предмет и получить необходимый багаж знаний.
__________________________________________________

– У нас в этом году широкая география стобалльных результатов. Были стобалльники в школах Дзержинского, Спас-Деменского, Бабынинского, Сухиничского, Кировского районов. Особенно отмечу, что один выпускник из школы села Муромцево Бабынинского района смог сдать русский язык на 100 баллов. Для нас очень важно, что высокого качества образования удается добиться во всех школах.
Максимальные результаты по предметам:
русский язык – 15 выпускников; обществознание – 8; профильная математика – 4; химия – 2,
литература, история, физика – по 1