Жидка ли уха?
- Сергей Николаевич, какая же рыбалка без улова. Осталась ли в наших водоемах рыба?
- К сожалению, по оценкам наших специалистов, ихтиологов Главрыбвода, количество рыбы в водоемах области из года в год уменьшается. Это относится ко всем видам, даже таким распространенным, как карась, окунь, плотва.- В чем причины?
- Есть и объективные - обмеление рек, сокращение нерестовых участков, сокращение участков для нагула, особенно для мальков. Но основные субъективные – постоянно растущее число рыбаков. Я считаю, что наши водоемы испытывают колоссальный антропогенный прессинг. Мы видим, что рыбаков с каждым годом становится все больше – люди с удочками оккупируют все берега. Особенно много вылавливают до и после нерестового периода, когда рыба активно кормится.- Что предпринимается для восстановления биоресурсов?
- С 2008 года, когда образовался наш территориальный отдел, в рамках компенсационных мероприятий мы ежегодно выпускаем в реки до миллиона сеголетков стерляди. Поясню: есть предприятия и организации, которые ведут строительство в пределах водоохранных зон. В счёт восполнения ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам, они закупают мальков ценных рыб.- Много стерляди доживает до взрослого состояния?
- Популяция растёт. Стерлядь встречается на всем протяжении Оки, заходит в Угру, Жиздру. К вылову она запрещена. Рыбаки-любители, если поймали такую рыбу на удочку, должны незамедлительно ее отпустить. Однако немало тех, кто данную рыбу берет, даже когда она ещё не достигла нормальных размеров.Косяки рыбаков
- С какими нарушениями чаще всего сталкиваются у нас инспекторы Рыбнадзора?
- Они многочисленны. К водным биологическим ресурсам в большинстве своём наши граждане относятся потребительски. Далеко не все соблюдают ограничения по количеству выловленной рыбы. За сутки одному рыбаку можно выловить пять килограммов рыбы, а у нас находятся люди, которые мешки набивают, не уйдут, пока есть клев. На зимовальных ямах, на нерестовых участках рыбачат и т.д.В зоне нашей ответственности и водоохранные зоны. Их состояние нас последнее время удручает – много мусора, автостоянок. Некоторые выезжают на маленькие ручьи и речки и там моют машины. На реке Яченке такое часто происходит. А нарушители ещё жалуются, почему их штрафуют. Водоохранная зона реки Оки, к примеру, 200 метров. По Водному кодексу стоянка и передвижение автотранспортных средств в её пределах запрещены. Но находятся желающие рыбачить прямо из багажника. Штрафы сейчас за это от трех до четырёх тысяч пятисот рублей.
- Какие районы области вызывают у вас наибольшее беспокойство?
- Больше всего рыбаков в северных районах, тех, что ближе к Москве. Помимо этого, там выше уровень загрязнения водоемов. А также на всем протяжении от Калуги до Тарусы по реке Оке, где бывает много отдыхающих.- Есть ли положительные моменты в вашей надзорной деятельности?
- Сокращается количество тех, кто использует сети. Такая тенденция прослеживается в последние 5 лет. С 13 января 2020 года вступил в силу федеральный закон о любительском рыболовстве, запрещающий оборот сетных орудий лова на территории РФ. Их не только на водных объектах использовать нельзя, но и продавать на рынках, в магазинах, хранить и перевозить в автомобилях. Раньше, если у тебя в багажнике автомобиля сеть, но ты не находишься в границах водного объекта, никто не накажет. Сейчас все иначе. Запрещены к использованию и разного рода ловушки для рыбы и ракообразных – вершы, мережки и т.д. Но проблема в том, что многое продаётся на рынках типа «Садовода», в интернете. Прокуратура после нашей экспертной оценки сайты закрывает, но появляются новые. Хотя, конечно, в гораздо меньших объёмах, чем раньше.
За 2019 год
Проведено рыбоохранных рейдов – 800Выявлено нарушений природоохранного законодательства – 611
Составлено административных протоколов – 600
Направлено в следственные органы и возбуждено 13 уголовных дел в отношении 17 человек
Изъято:
Запрещённых орудий лова – 1 882 единицы,
Транспортных средств – 4 единицы,
Водных биологических ресурсов – 2 563,7 кг.