На крыльях вечности

Николай ИВЧИН
12.09.2019 11:40
Розыск сбитых в войну советских самолётов и их экипажей – основное направление работы поискового отряда «Честь и Родина».

Чтобы проследить судьбы летчиков, выяснить обстоятельства их гибели, приходится работать не только на местах боев, но и в архивах. В преддверии дня освобождения области от немецко-фашистских захватчиков поисковики рассказали о своих трудностях и победах.

Трагедия в небе над Жиздрой

В Центральном архиве Министерства обороны в Подольске члены поискового отряда «Честь и Родина» под руководством Валерия Кондратова в 2016 году обнаружили донесение начальника политотдела 204-й авиационной дивизии от 26 февраля 1943 года начальнику политотдела Первой воздушной армии «О невозвращении с боевого задания восьми экипажей 38-го и шести экипажей 261-го бомбардировочных авиационных полков».

В донесении говорится:

«23 февраля дивизия имела задачу бомбардировочными полётами уничтожение штабов, узлов связи в пунктах Жиздра, Зикеево, а также уничтожение танков и живой силы противника в районе Ясенок и ведение разведки. Выполняя второй полёт, две группы самолётов, одна под руководством зам. командира дивизии Героя Советского Союза подполковника Мартынова в составе 6 экипажей и вторая во главе с командиром эскадрильи 38 БАП капитаном Михайловым в количестве 8 экипажей, не возвратились с задания. Судьба экипажей до настоящего времени неизвестна.

Как первая, так и вторая группы состояли из вполне подготовленного в боевом отношении состава: неоднократно участвовавшие в боевой работе ведущие групп и звеньев старые лётчики-командиры...

В 12 часов 20 минут группы подверглись внезапной атаке истребителями противника Fw-190. В результате скоротечного боя были сбиты 14 советских бомбардировщиков Пе-2. В боевой работе дивизии не было ни единого случая, чтобы с боя не возвратилась вся группа. Одной из вероятных причин, приведших к таким большим потерям, является то, что 23 февраля все наши аэродромы неоднократно посещались разведчиками противника. Ограниченные средства ПВО аэродромов, отсутствие истребителей приводили к безнаказанной разведке противника, которая от вылета и на всём маршруте могла наблюдать полёт наших бомбардировщиков и навести на них по радио во многом превосходящих по количеству истребителей противника, которым удалось в лоб расстрелять ведущих групп, добиться разрушения строя и уничтожения группы».

Не вернулся с боевого задания

Объединенный поисковый отряд регионального отделения ДОСААФ России Брянской области «Честь и Родина», входящий в Калужское региональное отделение «Поисковое движение России», занимается поисковой работой на территории Брянской, Калужской и Смоленской областей уже более тридцати лет. Основное направление работы – поиск мест падения самолётов ВВС РККА, погибших членов экипажей, большинство из которых числятся пропавшими без вести, так как в извещениях, как правило, значилось: «...не вернулся с боевого задания». В то время это влекло за собой отсутствие пособий семьям пропавших без вести и сомнение - остался ли боец верен присяге? Поисковая работа позволяет прояснить судьбу наших воинов, увековечить их память, сообщить родственникам и упокоить останки лётчиков с соблюдением воинских ритуалов.

Поисковый отряд «Честь и Родина» с помощью местных жителей, а также при поддержке руководства Жиздринского района, местных поисковиков и Шайковского гарнизона обнаружил и обследовал шесть мест падения самолётов, участвовавших в том трагическом вылете 23 февраля 1943 года. Подняты фрагменты самолётов, включая моторы, и останки лётчиков.

Искать и поднимать самолеты – тяжёлый, изнурительный физический труд. Но не менее сложное дело – отыскать в архиве документы с совпадающими номерами самолёта, мотора и указанием о закреплении этого самолёта на момент вылета с аэродрома за членами экипажа. Это редкая удача.

pe-2-e-2.jpg
Увековечить память о каждом погибшем

В настоящее время выяснено, что из 42 лётчиков двух полков в результате воздушного боя пропали без вести 20 человек, а 5 экипажей, то есть 15 человек, среди которых были лётчики, штурманы, стрелки-радисты, погибли. Это экипажи майора Яковенко, старшины Щербакова, сержанта Полунина, лейтенанта Лобцова, старшего сержанта Раюка.

Поисковикам удалось узнать о смелости, отваге и товарищеской выручке в том бою. Экипаж Героя Советского Союза Мартынова со штурманом полка Армашевым (которому впоследствии также будет присвоено звание Героя) находился в группе майора Яковенко. При приближении истребителей противника экипаж Мартынова принял основной удар на себя. Покинув строй, самолет вступил в бой с истребителями врага, обеспечил группе майора Яковенко выход на цель и выполнение задания.

В неравном бою самолёт Мартынова загорелся в воздухе. На небольшой лесной поляне в тылу врага подполковник Мартынов посадил самолёт. В течение шести суток в условиях зимы экипаж перешёл линию фронта и прибыл в родную часть, располагавшуюся в деревне Ватулино.

Поисковые работы продолжаются. Установлена связь с родственниками членов экипажей. Все материалы обрабатываются и анализируются, а потом используются для дальнейших поисков.

Поисковый отряд надеется, что финалом поисковых работ станет установление обелиска либо памятной доски для увековечения подвига воинов-лётчиков.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика