На крыльях мужества

Нина ЗАМАХИНА
24.10.2019 12:51
Ермолинский аэродром отмечает 80-летие.

В 1938 году близ деревни Инютино в Боровском районе началось строительство, вызвавшее большое волнение среди местного населения, никогда не видевшего самолетов. Здесь начали оборудовать аэродром с грунтовой полосой для авиации ПВО, перед которой ставилась задача по защите Москвы. В 1939 г. на Инютинский аэродром из подмосковной Кубинки были перебазированы 11-й и 24-й истребительные авиационные полки 6-го авиационного корпуса ПВО, а в мае 1941 г. – 151-й авиационный полк. Так началась история аэродрома, именовавшегося сначала Инютинским, а с 1960-х – Ермолинским, с которым связана судьба многих прославленных летчиков. Сегодня расскажем о некоторых из них.

Командир эскадрильи Константин Титенков

2 Титенков.jpg

Одним из самых талантливых летчиков, служивших в начале Великой Отечественной войны на Инютинском аэродроме, был командир эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка
Константин Титенков. 

Он принимал участие и в отражении первого массированного налета на столицу фашистской авиации в ночь на 22 июля 1941 г., сбив в бою два самолета противника. Еще через несколько дней им был сбит самолет-разведчик Ю-88. К октябрю на счету пилота было уже семь поверженных фашистских самолетов и представление к званию Героя Советского Союза. Но это звание ему присвоили уже посмертно: Константин Титенков погиб 10 октября 1941 г., а указ о награждении был подписан 28 октября…

Сбил пять вражеских самолётов в первый день войны

В числе тех, кто служил в это время на Инютинском аэродроме, был летчик Иван Калабушкин, прославившийся уже в первый день Великой Отечественной войны. Звено истребителей И-153 «Чайка» под его командованием в небе над Брестской крепостью участвовало в трех воздушных боях, а лично Иван Калабушкин сбил пять самолетов противника. В последнем бою лейтенанта тяжело ранило в обе ноги, и он еле долетел до своего аэродрома. Но уже в июле 1941 года летчик выписался из госпиталя.

В конце июля звено Як-1 под командованием Ивана Калабушкина вступило в схватку с более чем двадцатью самолетами противника. В этом бою Калабушкин сбил «хейнкель», но загорелся и его истребитель. Летчик выпрыгнул с парашютом, с ранениями и ожогами вновь оказался в госпитале. Второй раз его машина была подбита в октябре 1941 года под Юхновом. Пилот посадил самолет на болото во вражеском тылу и четверо суток шел к своим. В начале весны 1942 года старший лейтенант Иван Калабушкин был удостоен звания Героя Советского Союза. К тому времени на личном счету летчика были уже восемь сбитых вражеских самолетов.

К весне 1945 года гвардии майор Иван Николаевич Калабушкин совершил более 350 боевых вылетов, в которых он сбил 15 фашистских истребителей и бомбардировщиков. Помимо звания Героя Советского Союза, был удостоен двух орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского, двух орденов Красной Звезды и медалей. В запас ушел в звании генерал-майора.

Тяжёлые потери

3-0.jpg
В первую декаду октября 1941 г. экипажи, базировавшиеся на Инютинском аэродроме, принимали участие в штурмах немецких войск, в том числе и летчики 95-го ИАП, летавшие на Пе-3. Они атаковали немецкие колонны, уже приближавшиеся к границам Боровского района, фугасными бомбами ФАБ-100 и ФАБ-50. Но выяснилось, что Пе-3 уязвимы от огня с земли. Полк тогда потерял половину самолетов, его перевели на выполнение разведывательных задач.

К 10 октября 1941 г. самолеты с Инютинского аэродрома были перебазированы. В домиках авиаторов разместились штаб и службы обеспечения 110-й дивизии народного ополчения. Отсюда по вражеским позициям наносили удар знаменитые «катюши». Известно, что боевые машины реактивной артиллерии (БМРА), которые за считанные секунды могли обрушить ад на голову противнику, использовались и в районе деревни Редькино. Ошеломленные фашисты на этом участке на сутки остановили наступление, пытаясь осознать, что произошло.

20 октября 1941 г. войскам Западного фронта был отдан приказ занять оборону в районе реки Нары. Инютинский аэродром на два месяца оказался в зоне фашистской оккупации.

Советские самолеты вернулись на него в начале 1942 года. На аэродроме базировались 562-я и 16-я истребительные авиационные полки.

Пошёл на таран

2 июля 1941 г. инютинский летчик Степан Гошко на самолете Як-1 совершил таран, первый в истории ПВО. В ходе боя у него отказал пулемет, и тогда лейтенант Гошко направил свой истребитель в хвостовую часть самолета противника. Сама машина во время пулеметного обстрела получила повреждения, но пилоту удалось посадить самолет. За этот таран Степан Гошко был награжден орденом Ленина.

За годы войны летчик совершил 215 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично восемь самолетов и еще семь – в составе групп.

В сентябре 1944 года он сам был сбит, раненым попал в плен.

В начале 1945 года, после освобождения, продолжил службу. После войны майор С.С. Гошко жил в Гомельской области.

Подвиг на бреющем полёте

6-Родионов.JPG

Командир звена 562-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса Московского фронта противовоздушной обороны младший лейтенант
Михаил Родионов (1918 – 1942)
произвёл 242 боевых вылета, в воздушных боях сбил пять вражеских самолётов.

3 июня 1942 года на самолете Як-1 он вылетел на перехват бомбардировщика Ju-88 в районе Малоярославца. Противник, маневрируя и отстреливаясь, пытался уйти. Неотступно следуя за вражеским самолётом, советский летчик повторял атаки, а когда кончились боеприпасы, дважды таранил противника. Произошло это в районе деревни Шумятино: на высоте 50 метров М. Родионов консолью крыла своего истребителя обрубил часть крыла «Юнкерса». А затем, сделав разворот, врезался своим винтом в фюзеляж Ju-88. От вторичного тарана бомбардировщик рухнул на землю.

На повреждённом самолёте Родионов пошёл на вынужденную посадку, но площадка оказалась короткой, летчик разбился вместе с машиной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 г. М.А.Родионову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награждён также орденами Ленина и Красного Знамени.

Обелиски у дороги

DSC_0578.JPG
Эскадрильи, базировавшиеся на Инютинском аэродроме в годы Великой Отечественной войны, в составе ПВО охраняли Москву от налетов вражеской авиации, совершали атаки на гитлеровские аэродромы, участвовали в выполнении других заданий. А у обочины автотрассы А-108, рядом с Инютинским аэродромом, с той поры стоят обелиски – в память о летчиках, защищавших родное небо.

Уже в послевоенные годы к ним прибавились другие памятники, ведь аэродром продолжал и продолжает быть в строю.

Кстати

Новые времена

В 1984 году для повышения оперативности управления войсками и перевозки руководящего состава управления РВСН были сформированы 349-я отдельная авиационная эскадрилья и отдельная рота аэродромно-технического обеспечения, базировавшиеся на аэродроме Смоленск-Северный. В штат эскадрильи входило звено самолетов (два Ан-24 и два Ан-26) и вертолетов (два Ми-8), 118 военнослужащих. В 1985 г. подразделения были перебазированы на постоянное место дислокации - на аэродром Ермолино.

К началу 2000-х произошло изменение в самолетном парке эскадрильи: исключены из штата вертолеты Ми-8; увеличено количество самолеты Ан-24 до 8 единиц; сняты с эксплуатации и заменены на современные самолеты Ан-72. К 2002 году на вооружении эскадрильи находится 5 самолетов Ан-72 и 3 самолета Ан-26.

Большая заслуга в успешном выполнении поставленных эскадрилье задач принадлежала личному составу отдельной роты аэродромно-технического обеспечения. Первым ее командиром был капитан А.И. Симоненко. 

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией