На край русской земли. Окончание

Михаил Бондарев
28.05.2021 10:29
Калужанин на автомобиле ГАЗ-21 «Волга» доехал до Владивостока.

фото.jpg
Продолжаем рассказ о Валерии Ленёве, участнике ретро-автопробега, посвященного 60-летию первого полета человека в космос.



«Галерея времени»

– Следующая большая остановка – Новосибирск?
– Да. Новосибирск тоже очень интересный город, третий по численности населения в России. Но здесь один большой минус – гигантские автомобильные пробки. Так что поездить по городу не пришлось. Но у меня была там конкретная цель. В Новосибирске есть частный музей советской эпохи «Галерея времени», построенный на средства предпринимателя Владимира Курдюмова. Я туда и заехал. Музей огромный, на территории – шесть ангаров. Собрана уникальная коллекция всех советских и первых дореволюционных автомобилей. Есть даже редчайшие авто марки «Руссо-Балт», выпускавшиеся в Российской империи на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Целый ангар посвящен советской автомобильной технике, есть первые тракторы, военная техника. Уникальна экспозиция, посвященная быту советского времени.

hJNBXFpSCDI.jpg

Я пообщался с Владимиром Курдюмовым, он поделился со мной опытом по восстановлению старой автотехники. Его идея – воссоздать автомобиль «Руссо-Балт» и на нем принять участие в знаменитом на весь мир ралли Пекин – Париж (расстояние – почти 15 тыс. км). Это ралли впервые прошло в 1907 году.

Попутчики, попавшие в беду

– Наверное, и попутчиков приходилось брать на сибирских дорогах?
– Да, было два интересных случая. За Красноярском, помню, подморозило, пошел снег. Километрах в 50 от города стоит на дороге человек, голосует. Я остановился. Смотрю в зеркало. Человек бежит к машине как-то странно, на пятках. Оказалось, ему нужно в Ангарск, а это примерно в 900 км. По дороге попутчик мне рассказывал свою историю, как он поехал на поминки и у него украли борсетку с документами, деньгами и телефоном. Украли дубленку и даже ботинки. Короче, хорошо погулял. И он решил пойти пешком из Красноярска в Ангарск. По пути отморозил ноги, его забрали в больницу, ампутировали несколько пальцев. Человек путался – то он работает сварщиком, то каменщиком, то он индивидуальный предприниматель. Я его довез по адресу в Ангарске.

Еще одного пассажира подобрал за Хабаровском. Тормозит меня бородатый краснолицый мужичок, на Деда Мороза похож. Оказалось, тоже человек попал в беду – замерз зимой, отморозил ноги, отрезали на ногах 7 пальцев. Такие случаи в Сибири и на Дальнем Востоке – не редкость.

500 км? Так это рядом!

Впечатлил, конечно же, Иркутск. С одной стороны, полуразвалившиеся деревянные строения, и тут же открывается центр города с архитектурой, похожей на Санкт-Петербург. Ты попадаешь почти на Невский проспект. Потом, конечно же, были неповторимые байкальские пейзажи, перевалы, горный серпантин. На Байкале думал окунуться, но там еще лед стоит. Потом в Улан-Удэ я заехал.

Следующая остановка – Чита. Центр города понравился – старое деревянное здание почты, большой храм, наверно, чуть меньше храма Христа Спасителя. После Читы – как будто закончилась цивилизация. Две с лишним тысячи километров до Хабаровска – населенных пунктов практически нет, только маленькие отели. Очень мало автозаправок, дорога довольно сложная. За Читой встретились любители ретро-автомобилей – тоже на 21-й «Волге». Познакомились, разговорились. Местные мне объяснили, где дальше лучше заправляться и остановиться на ночлег. Для местных 500 км, как они сказали, это рядом. А это почти целый день пути.

20210427_081355.jpg

Сжечь автомобиль или умереть

– Что больше всего запомнилось за Читой?
– За Читой резко снизился поток грузового транспорта, но поразило огромное количество встречных японских машин-связок с правым рулем. Во Владивостоке или в Хабаровске человек покупал два японских авто, соединял их, получался такой мини-автопоезд. Одну машину, слегка поврежденную, я увидел в кювете. У кого-то она оторвалась от прицепа, и ее просто бросили. Потому что ремонтировать ее либо вызывать эвакуатор, смысла нет. Представьте, 1000 км в одну сторону, 1000 – в другую. Еще мне местные водители рассказывали, что зимой часто попадали в такие ситуации, когда ломалась машина и ее приходилось сжигать.

– Зачем? Чтобы никому не досталась?
– Нет. Все очень просто – чтобы не замерзнуть. Представляете, зима, на улице минус 30-35. У тебя ломается, глохнет машина. За считанные минуты она превращается в морозильную камеру. Какие шансы у человека выжить? Практически нулевые. То есть если машина сломалась, ее ставят на обочину и жгут. И это дает другим водителям понять, что человек попал в беду. И люди останавливаются, подбирают бедолаг. Это жестокая реальность тех мест.

Круглые, квадратные авто

Самый плохой участок автотрассы – Хабаровск – Владивосток. В столицу Приморья въезжал утром, был туман, моросил дождь. Нашел экскурсовода, мне показали музей – подводную лодку времен войны. Все сохранено – отсеки, торпедные аппараты. На острове Русский посмотрел артиллерийские батареи времен Русско-японской войны. В городе много исторических мест. Владивосток – город на холмах с уникальной архитектурой. Конечно же, поразили гигантские мосты через бухту Золотой Рог и на остров Русский.

– Наверное, китайцев и японцев там тьма?
– Ни японцев, ни китайцев я не видел – влияние пандемии. Удивило другое. Во Владивостоке местные жители почти все ездят на японских авто. Они на любой вкус, любых форм и размеров. Есть машины квадратные, круглые. Любые! Второе, что поразило, – бесконечные ряды моторных лодок, катеров и яхт. Они вдоль всего побережья.

Из Пекина – в Париж

– Валерий Евгеньевич, какие у вас дальнейшие планы?
– Автопробег от Калуги до Владивостока – генеральная репетиция. У меня кроме «Волги» есть «Москвич-403» 1963 года. В прошлом году я приступил к его восстановлению. Моя цель принять участие в ралли Пекин-Париж, наверное, в 2025 году. Это дорогой проект, придется искать спонсоров (только взнос за участие в этом ралли 5 млн рублей). Так что есть к чему стремиться в будущем.

Фото Валерия ЛЕНЁВА.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика