Мы долго шли к изобилию

Капитолина КОРОБОВА
14.06.2019 14:32
А теперь областной центр - рекордсмен в России по обеспеченности торговыми площадями  

    В один прекрасный день калужским магазинам под скромным названием «Продукты» сказали: извините, подвиньтесь.

    На смену торговым точкам, напоминавшим сельпо, в 70-х годах пришли современные по тем временам гастрономы. Их размещали на первых этажах пятиэтажек во всех микрорайонах. Так появились «Восток», «Дружба», «Спутник», «Восход», «Маяк», «Юбилейный», «Комсомольский», «Октябрьский», где все продукты можно было купить в больших профильных отделах.

    Но продолжалось это недолго, поскольку страну, и Калугу в том числе, накрыл продуктовый дефицит. За продуктами стали ездить в Москву, их по талонам распределяли на производствах и в учреждениях. К магазинам за всем съестным выстраивались очереди. Появились торговые точки-любимцы, где почти всегда лежали колбаса, сыр, конфеты. Старые калужане помнят, что это были магазины под номерами 3 и 6. Наполнение этих торговых точек связывали с тем, что рядом живут партийные руководители.

    Но отсутствие ассортимента не мешало тому, чтобы открывать новые магазины. Это было возведено в ранг событий, о которых торжественно писали в газетах. Тогда подобная информация ещё не считалась коммерческой рекламой, а преподносилась как забота партии о благосостоянии народа. В центре города, на улице Кирова, отрыли самый большой гастроном. В народе его тут же назвали «гармошка» (архитектура здания напоминала этот музыкальный инструмент).

    Стали появляться первые ласточки - магазины самообслуживания, универсамы, что вызывало у нашего человека оторопь: неужели так можно, самому взять товар и пойти добровольно за него заплатить?!

    Геннадий Максимов - один из первых калужских предпринимателей, который открывал в Калуге первые имагазины самообслуживания:
- Сначала мы постарались убрать привычки советской торговли - хамство и грубость. К формату самообслуживания пришли потому, что эта форма торговли позволяет более эффективно использовать торговые площади, насыщая их значительно большим ассортиментом. В итоге покупатель получает более широкий выбор продуктов. Боялись ли мы того, что будет массовое воровство? Нет, мы долго консультировались с московскими специалистами, изучали всю аналитику по этой теме и пришли к выводу: что масштаб воровства не столь значительный, чтобы мог стать поводом не открывать такого рода магазины. Тот ассортимент, который был на наших полках, не отличался от нынешнего, изменились лишь бренды и товарные знаки. В те годы было много калужского. Я бы сказал, подавляющее большинство товара местных производителей. Конечно, среди крепкого алкоголя доминировал калужский «Кристалл». Его продукция была №1 в России. Большим спросом пользовались изделия Калужского и Азаровского мясокомбинатов. От старой торговли мы отличались тем, что первыми в городе расширили ассортиментную линейку, начав возить изделия московских фабрик. Такой колбасы, бакалейных, молочных товаров в других магазинах не было. Предпринимательство - это всегда риск, у нас никогда нет гарантии того, что, вкладывая свои деньги, мы выиграем и не разоримся. Наш проект был успешным. 

    В конце 80-90-х в нашу жизнь пришел новый термин. В Калуге, как и по всей стране, открывались «комки». Так называли коммерческие магазины, в ассортименте которых было практически всё: от жвачки до одежды. Туда приходили иногда даже просто полюбоваться изобилием иностранных товаров, как в музей.

    А потом как из рога изобилия с конца 90-х годов посыпались сетевые магазины. Они были как от местных предпринимателей, так и от федеральных. Теперь в Калуге мы знаем «Магниты», «Дикси», «Праздничные», «Пятерочки», «Линию», «Ленту», «Метро», а вместе с ними и новый формат магазинов – торговые центры «21 век», «РИО», «Московский». Калуга так разошлась с количеством этих объектов, что стала рекордсменом в России по  обеспеченности горожан торговыми площадями.

    При этом торговые центры продолжают открываться. В начале этого года появился «Орион» на Пролетарской, а в ближайшее время на Правом берегу обещают открыть гипермаркет международной сети «Глобус».

    Народ уже не выстраивается в очередь перед открытием новых торговых центров и не жаждет ухватить что-то дефицитное, как это было даже в недавнее время, когда открывались «21 век» и «РИО». В Калуге можно запросто заказать по интернету любой товар, и его принесут тебе домой. Появилась крайность: то ничего не было на прилавках, а теперь на смену пришла назойливая реклама: купи, купи, купи. Мы уже не хватаем всё подряд, а смотрим на натуральность продукта и его бренд.

    Дефицита нет, голод и отсутствие одежды-обуви уже никому не страшны – ныне всё упирается в наличие денег. И еще немаловажная деталь.  В прошлые десятилетия профессия продавца была почитаема. С поклоном к торговому работнику шли люди разных социальных статусов. А что было делать, когда продуктов на всех не хватало?!

    Теперь же вакансии продавцов в изобилии, а когда проводятся конкурсы профессионального мастерства, учредители пишут, что организуют их ради поднятия престижа профессии. Вот как всё меняется в наше бурное кипучее время. Теперь даже тоннами уничтожаются санкционные продукты - сжигаются или закапываются сыры, мясо, колбасы, овощи и фрукты.

    И эти изменения очень заметны, когда обращаешься к нашему недавнему прошлому. Молодым даже не верится, что продавцы прятали товар, чтобы по блату раздать его своим знакомым или продать втридорога, что по магазинам ходили с проверками без предупреждения и уведомления сотрудники ОБХСС, Роспотребнадзора, милиции, санэпидемстанции, пожарной безопасности, а журналисты самостоятельно могли провести рейды. Теперь же указание, что «нельзя кошмарить бизнес», запрещает это делать.

    Давайте освежим память цитатами из «Прямой линии», которую проводили журналисты газеты «Знамя» 13 марта 1988 года с жителями города. Ответ держал начальник управления торговли Сергей Полищук. Ограничимся только вопросами. Они передают дух времени.
  • Какие льготы у многодетных семей на получение продуктов?
  • Какие правила очередности на приобретение автомобилей?
  • Куда подевались махровые полотенца?
  • Почему наш магазин «Мода» не отвечает своему назначению?
  • Почему с прилавков исчез сыр?
  • У меня диабет. В Калуге, кроме кселита и сорбита, ничего нет.
  • С августа хожу по магазинам, чтобы купить сыну зимнюю обувь 42 размера.
  • В «Детском мире» нет ни брюк, ни спортивных костюмов для мальчиков.
  • Правильно ли поступает администрация магазина, предлагая в нагрузку к мармеладу по две пачки супа?

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией