Мусор на нашу голову

Олег БЕЗРУКОВ
07.02.2020 16:03
Рекламно-информационный хлам обезображивает облик городов и раздражает жителей и гостей.

Мы так привыкли к эклектике вывесок, штендеров, баннеров, табличек, билбордов и указателей, что уже не обращаем внимания на этот хаос. А ведь то, что скрывается за термином «визуальный мусор», уродует город не меньше, чем несанкционированные свалки.

«Мы открылись!»

0001.jpg Незадолго до новогодних праздников на улице Мира в Сосенском появилась аптека, заявив о своём открытии во весь голос шестью огромными вывесками. Две – во всю стену здания с текстом о том, что это именно аптека и что в ней низкие цены. Плюс два «контрольных выстрела» на крыше и две вырвиглазные информационные таблички на дверях. Походив пару месяцев мимо «шедевра», я понял, что назрел серьёзный разговор об этой проблеме внешнего вида наших городов.


История

Проблема захламления городской среды визуальным мусором давняя. Ещё в питерском дореволюционном издании 1911 года «Труды IV съезда русских зодчих» целая глава посвящена этой беде. Начинается она словами о том, что не осталось уже улиц или кварталов, не изуродованных разношерстными вывесками. Специалисты возмущались: «Улицы городов в большей или меньшей степени обезображены, иногда до полного затмения архитектуры…» Увы, столетия пролетают, а проблемы те же.

В Советском Союзе частную инициативу не приветствовали, предложения сферы услуг были скудными, и это избавило пространство от рекламной шелухи, а информационные вывески стали на удивление стильными, по крайней мере, единообразными. Когда режим пал, на улицы хлынул неконтролируемый информационный поток. Я помню Москву и Калугу завешанными всевозможной рекламной дрянью так, что и зданий не было видно. В больших городах с этим справились. Где-то лучше, где-то хуже, но всё-таки... В провинции проблема так и осталась.

Современность

Прогуливаясь недавно по центру Козельска, я подумал, что он выглядит как базарная площадь в ярмарочный день. И тут же понял, что базары-то поскромнее будут. В городе же любой – малый ли, большой ли - бизнес стремится заявить о себе как можно громче, «перекричать» не только конкурентов, но и просто соседей, словно соревнуясь с ними, кто выше и заметнее разместит свою информацию, у кого вывеска получится больше, пестрее, безвкуснее.

0006.jpg Пройдёмся по Большой Советской – одной из двух главных улиц Козельска – и посмотрим, что встречает гостей, въезжающих в город воинской славы.

«Автозапчасти», «Шиномонтаж», «Мир сантехники», «Ломбард»… «Микроденьги» внушительным плакатом заявляют, что любят Козельск – ну-ну... «Экспресс фото», «Нотариус», «Аптека», «Плюшки-ватрушки»… Всё кислотно-ярко, крупно, оглушительно!

Пересечение с улицей Чкалова. Здесь соревнование достигло пика. «Стрекоза», «Спорттовары», «Золотая рыбка», «Ковры-паласы», «Свежее мясо к вашему столу», «Фейерверки», «Фрукты-овощи», «Живые цветы», «Стройматериалы», «Салон штор», «Правильные очки», «Продукты»… Не устали ещё? Всё на разных уровнях, разных размеров – кто во что горазд!

0016.jpg
Идём дальше. Вот на одной из стен – приятный мурал с изображением солдат Великой Отечественной и словами: «Помним, чтим, гордимся!» Прямо над ним – три разношёрстные вывески и обшарпанный след от ещё одной. Всю композицию венчает облезлый карниз. Патриотичная роспись в таком соседстве выглядит оскверненной. Не стыдно перед поколением, победившим врага, а потом в кратчайшие сроки восстановившим страну?

Сетевые магазины и вовсе отдельная песня. Неограниченные финансами, они бесцеремонно вламываются в мозги населения своими кричащими вывесками, занимающими порой целые фасады зданий по всей ширине. А вдруг клиент пройдёт и не заметит?

Остановить безумие

Нельзя сказать, что местное самоуправление не пытается воздействовать на происходящее. Например, в правилах благоустройства Сосенского статья, в которой расписан «порядок размещения и содержания информационных конструкций на территории муниципального образования», занимает восемь страниц убористым текстом. Но когда в городе появляются такие безумные образчики, как упомянутый в начале статьи, становится понятно, что правила эти не работают.

Зато муниципалитеты местами вставляют свои пять копеек в «дизайн» пространства. На той же Большой Советской в Козельске, прямо через дорогу от районной администрации, улицу уродуют два выцветших информационных щита с одинаковыми заголовками «Мы рады видеть вас в Козельском районе» и невнятной мешаниной из фотографий местных достопримечательностей.

Сегодня государство разрабатывает и реализует масштабные программы по благоустройству городских и сельских территорий. На национальные проекты этого направления выделяются огромные финансы. А ведь внешняя эстетика – неотъемлемая и важнейшая часть той среды, в которой мы живём. Поэтому вопрос, есть ли смысл облагораживать эту среду, если все усилия могут легко перечеркнуть «сами себе дизайнеры» при отсутствии внимания властей к проблеме?

Обратим внимание на опыт столицы. После того, как мэром стал Сергей Собянин, Москва неузнаваемо похорошела. Одной из составляющих успеха можно назвать принятие разработанного студией Артемия Лебедева единого дизайн-кода. Конечно, вряд ли Сосенскому или Козельску будет по карману заказать уникальный дизайн-код у таких профессионалов. Но, может быть, на уровне региона стоит разработать универсальные наборы правил для малых и средних городов области, чтобы остановить поток визуального безумия, который ежедневно выливается на их жителей?

Фото автора.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика